Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психологическое айкидо и еще 9 правил, как общаться с токсичными людьми

Самый очевидный совет при общении с токсичными людьми — не общаться с ними. Но на практике такое возможно далеко не всегда. Ведь такими людьми могут быть коллеги, соседи и близкие родственники, которых сложно игнорировать.

1 августа 2022
Психологическое айкидо и еще 9 правил, как общаться с токсичными людьми
Источник:
iStockphoto

Причин, почему некоторые люди вызывают у вас неприязнь или раздражение, может быть много — различие во взглядах, жизненных ценностях, ревность, зависть и так далее. И в теории есть разные способы свести к минимуму общение с такими людьми — в зависимости от ситуации. Например, при встрече можно отвлечься на срочный звонок или сослаться на занятость, в компании — переключиться на общение с другим человеком.

Но на практике не всегда и не со всеми такие методы сработают. С коллегами, с которыми надо взаимодействовать каждый день, такое вряд ли пройдет. Да и с родными тоже.

Если избежать общения невозможно, как сделать его максимально экологичным для себя и снизить возможный ущерб для психики?

Вот что советуют психологи.

Сергей Розанов
Психология

Психолог, НЛП-практик, когнитивно-поведенческий терапевт

1. Игнорируйте

Не принимайте близко к сердцу сказанное такими людьми. Психически здоровый во всех отношениях человек не будет неприятным в общении.

2. Проводите ассоциации

Например, представьте перед собой маленького обиженного ребенка, с кучей комплексов, вымещающего на вас злость. Возможно, лучше воспринимать такого человека не с позиции злости и отвращения, а жалости и сочувствия.

3. Сократите время общения

Дайте человеку выговориться и переключитесь на более приятные для вас дела. Не делитесь с ним тем, что может быть использовано потом против вас. Это не те люди, которым можно излить душу, — чем меньше они о вас знают, тем меньше у них будет поводов вас уколоть в диалоге.

4. Изучайте своего собеседника

Не придавая значения агрессии против вас, старайтесь найти ее причину. Какие больные места у собеседника открываются в диалоге? Какие слабости он проецирует на вас? Чему вы можете научиться в общении с ним? Может, где-то вы увидите и свои ошибки в общении с людьми.

5. Лучшая защита — нападение

Иногда стоит проявить твердость и дать отпор. Можно прилюдно переспросить: «Что ты хотел этим сказать? Ты хотел меня этим задеть? Ты самый просвещенный в этом вопросе?» Можно вместо оправданий на замечания отвечать вопросом на вопрос.

- Все варианты поведения индивидуальны в зависимости от самих людей и ситуаций, но нужно быть готовым и подстраиваться к каждому неприятному в общении человеку, не давая ему вывести вас на эмоции. У каждого есть свои стратегии общения с такими людьми — и хорошо, если они помогают. Но если им удается пробить вашу защиту и вывести на эмоции, стоит задуматься, не поменять ли свои стратегии? Не стоит продолжать делать то, что не работает, — считает психолог Сергей Розанов.

Артем Трифонов
Психология

Психолог-консультант

6. Повлияйте на свое восприятие ситуации

Нельзя изменить кого-то, но можно изменить свое отношение к человеку. То, что мы думаем о ком-то или кто-то думает о нас — все это субъективное, а не объективное. Никто не может быть обожаем всеми. Поэтому, размышляя о том, что вы кому-то не нравитесь — задумайтесь: достаточно ли вы знакомы? Все мы бываем не в настроении, уставшими, у нас могут быть личные проблемы, по которым мы не в себе. Постарайтесь понять: есть ли у человека причины вести себя с вами соответствующим образом? Что человек от вас хочет? А если он желает вам добра? Постарайтесь увидеть более обширную картину — так вы сможете избежать недопонимания. Возможно, в следующий раз вы измените свое мнение о человеке.

7. Работайте над самооценкой

Вы неуязвимы, пока сами создаете уверенность в самом себе. Сфокусируйтесь на своих внутренних ощущениях, направив внимание внутрь себя. Поразмышляйте: возможно то, что вам не нравится в других, на самом деле то, с чем вы сами боретесь внутри. Осознавая природу своей неудовлетворенности, вы ослабляете ее власть над собой.

Упражнения для работы с самооценкой направлены, в первую очередь, на формирование внутренней уверенности. Помните, только у вас есть контроль над собой. Не позволяйте неприятным комментариям вас подавлять, а чужому мнению — омрачать свое состояние.

8. Используйте приемы психологического айкидо

Например, принцип амортизации. Это техника ухода от конфликтов, описанная в книге российского психолога Михаила Литвака «Психологическое айкидо». Согласно описанным там принципам, предотвращение и прекращение конфликта происходит за счет перенаправления энергии агрессора обратно на него же. Проще говоря, получив «психологический удар», поведите себя как кошка, падающая с высоты — смягчите его.

Этот алгоритм можно успешно применять в семье, на работе, в обществе. Если оппонент обвиняет вас, согласитесь с его утверждением. Пара-тройка уклонений — и противник дезориентирован, ведь от этого конфликта он не получил ожидаемых эмоций. Пример:

- Ты дурак!

- Да, порой я чувствую себя на редкость глупо!

- Ты бездарность, у тебя вечно ничего не получается!

- Да, ты как никогда прав! Спасибо большое за обратную связь! Твое мнение очень важно для меня!

9. Накормите оппонента

Секрет в том, что когда вы даете что-то оппоненту, он испытывает неосознанное желание ответить взаимностью, пойти навстречу. Испокон веков принятие пищи носит сакральный смысл — люди, которые делят трапезу, становятся в некотором роде союзниками и им легче найти путь к примирению. Недаром, хорошим свиданием считается поход в ресторан.

10. Попросите совета

Психология человека работает таким образом, что когда вы обращаетесь к нему за помощью, он начинает лучше к вам относится. Иными словами, вы на время объединяетесь в решении какого-то вопроса. Это рождает взаимную значимость и уважение друг к другу.

Как правильно прекратить общение с тем, кто вас раздражает

По словам Артема Трифонова, для начала важно выстроить личные границы и честно поговорить о том, что вы думаете.

- Чтобы ваша речь не звучала как ответная агрессия или обвинение, чтобы это не было реакцией на эмоциях, постарайтесь сформулировать реплики с «Я»-позиции. Формула следующая: «Когда вы…, я чувствую… Можете, пожалуйста, …» Будьте конкретны, объясняя, что именно вам неприятно, и как собеседник со своей стороны может улучшить ситуацию. А высказавшись, будьте готовы выслушать другую сторону, — советует психолог.

Если ничего не помогает, можно дистанцироваться от неприятного вам человека или вовсе прекратить с ним общение. И не стоит этого бояться. Ведь, как говорит психолог, это будет важным шагом на пути к вашему хорошему настроению и ментальному здоровью.

Кстати

Не всегда можно сразу понять, что рядом с вами токсичный человек. А некоторых вообще неосознанно тянет к таким людям. Про 9 верных признаков токсичного человека можно прочитать ЗДЕСЬ.