дети родители воспитание
Фото
iStockphoto

Что нормально для мужчин и неприемлемо для женщин? Эти представления — гендерные стереотипы — задаются нам с самого детства. Качества «настоящего мужчины» — ум, стремление к лидерству, логичность, доминирование, более «быстрый» ум, ответственность, амбициозность, сила, смелость в принятии решений, женщин — покорность, беспомощность, пассивность, слабость, зависимость от эмоций, иррациональность, нелогичность, «осторожность», а порой и глупость, и единственное социально-одобряемое интеллектуальное достоинство — интуиция.

Екатерина Огарева
Екатерина Огарева
психология

доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук

- Конечно, это крайне примитивная картинка гендерного стереотипа, которая на деле оказывается не такой уж простой и сильно зависит от конкретных социокультурных реалий, — считает психолог Екатерина Огарева. — И безусловно, гендерные стереотипы меняются по мере того, как изменяются социальные и культурные реалии.

Как меняются стереотипы о женщинах и мужчинах

- В опросе ФОМ 2013 года 63% участников согласились с тем, что профессии делятся на мужские и женские. 13% заявили, что если их знакомый мужчина выберет «женскую» профессию, то это, как минимум, их сильно насторожит, — говорит Екатерина Огарева. — А самыми женскими профессиями оказались воспитатель, учитель или педагог, врач или гинеколог, швея или портниха, продавец или кассир.

А вот исследование ВЦИОМ 2019 года дает уже другую картинку.

- Уже более половины опрошенных россиян согласилось, что предрасположенность к лидерству никак не зависит от гендера (58%), — приводит данные опроса психолог. — К женскому лидерству россияне относились нейтрально или позитивно (49% и 47% соответственно). Лишь 4% респондентов демонстрировали негативное отношение к тому, что женщины могут занимать руководящие должности и посты. Более того, каждый пятый опрошенный посчитал, что во всех сферах должно быть поровну руководителей обоих полов (19%), а каждый второй согласился, что пол руководителя не имеет значения (47%).

Сдвиги в сторону гендерного равенства и отказа от стереотипов очевидны. Стираются границы, навязанные гендерными стереотипами, и в сознании молодежи.

Откуда берутся гендерные стереотипы

Главные трансляторы гендерных стереотипов — СМИ, религия, семья, государство, политические и социальные институты.

- Не будем забывать и о социальных сетях, транслирующих через блогеров-инфлюэнсеров нормативную информацию о том, что есть настоящая мужественность и женственность, как подобает себя вести в различных ситуациях мужчине и женщине или, напротив, декларирующих полный отказ от разделения мира на «мужскую» и «женскую» половины, — говорит Екатерина Огарева.

В процессе воспитания дети усваивают множество посылов от взрослых, которые позже становятся для них нормативными. Например, такие фразы:

  • «Ты девочка, а девочки должны быть красивыми и опрятными» (мальчикам вовсе необязательно «зацикливаться» на своей внешности и можно более небрежно относиться к вещам),

  • «Ты мальчик, а мальчики никогда не плачут» (вот девочки — они чувствительные, им плакать от природы полагается по поводу и без. А ты свои эмоции учись игнорировать).

  • «Не получилось — попробуй еще! Мужчины не сдаются».

  • «Куда ты лезешь? Ты же девочка!»

- И вот, во взрослом возрасте мы получаем вполне вписывающихся в гендерный стереотип нечувствительного мужчину, идущего напролом к цели, и пассивную, выбирающую «безопасный» путь женщину, инвестирующую в собственную внешность, — поясняет Екатерина Огарева.

дети родители воспитание
Фото
Getty Images

Как закрепляются гендерные стереотипы

Учеными было проведено множество психологических экспериментов, которые наглядно показывают, как работает механизм трансляции и закрепления гендерных стереотипов, приводит пример эксперт.

Например, взрослым предлагали поиграть с десятимесячным младенцем. При этом одним говорили, что ребенок — девочка, другим — мальчик, а третьей группе о поле ребенка ничего не сообщили.

На выбор предлагалось три игрушки и решающим фактором при ее выборе у взрослых был именно биологический пол ребенка — тот, который сообщили исследователи, а не поведение малыша (его активность, желание подвижных или напротив спокойных игр).

Взрослые, воспринимающие ребенка как мальчика, выбирали для игр мяч (50% мужчин и 80% женщин). Для игр с девочкой выбирали куклу (72% женщин и 89% мужчин).

Причем выяснилось, что от «воспринимаемого» пола зависит не только выбор игрушки, но и манера игры с ребенком.

Так, думая, что перед ними девочка, взрослые шли на более тесный контакт: чаще улыбались малышу, дотрагивались, прижимали к себе, сажали на колени.

Играя с предполагаемым мальчиком в поезд, они вели себя гораздо более сдержанно.

Но при опросе на тему, должно ли отличаться воспитание мальчиков и девочек, участники давали отрицательный ответ — родители не должны по-разному относиться к мальчикам и девочкам. На деле они демонстрировали ровно обратное.

- Таким образом, мы сами закрепляем и транслируем гендерные стереотипы, порой этого совершенно не осознавая и формируя определенную линию развития ребенка, — говорит психолог.

Важны истинные потребности

- Воспитывая детей, важно стараться отслеживать истинные потребности, склонности ребенка, его задатки безотносительно пола, — говорит Екатерина Огарева. — Для мальчиков нормально порой играть в куклы, а для девочек интересоваться лего или танками — это помогает усваивать в игровом контексте социальную реальность во всем многообразии ее ролей.

Для маленьких мальчиков нормально плакать, а навык совладания с эмоциями и выхода из сложных ситуаций одинаково важен и для мужчин, и для женщин.

- Важно учиться видеть, изучать и принимать, как свою «мужскую», так и «женскую» часть. Ведь каждая из них делает нас богаче и сильнее в разных жизненных контекстах, — отмечает психолог.

Эксперт также обращает внимание, что стереотипы не всегда имеют исключительно негативную роль.

- Они помогают нам сохранить привычный мир, существующий по понятным и всеми признаваемым правилам. Сегодня важно не отказаться от стереотипов полностью, но понять то, что в них действительно значимо дня нашей культурной и национальной идентичности, — резюмирует психолог.