Ученые оценили эффективность вакцин против «омикрона»

Спасут ли от заражения новым штаммом коронавируса антитела, которые выработались после полной вакцинации от коронавируса. Этот вопрос сейчас активно изучают исследователи. «Доктор Питер» собрал самые последние данные об эффективности вакцин против «омикрона».

12 декабря 20218
антитела вакцины эффективность
Getty Images

Быстрое распространение «омикрона» по миру вызывает опасения ученых и иммунологов, что новый штамм может обходить иммунную защиту, которая выработалась после вакцинации от коронавируса. Последние исследования пока подтверждают эти данные.

Исследователи выяснили, что вакцина от Pfizer в 32 раза менее эффективна против омикрон-штамма по сравнению с первоначальным вариантом коронавируса. К такому выводу пришла группа ученых из Университета Гонконга и Китайского университета Гонконга, сообщает 12 декабря издание South China Morning Post.

Эта же группа ученых в ближайшее время изучит эффективность китайской вакцины от коронавируса Sinovac. Но изначально она считалась менее эффективной, чем другие известные мировые вакцины.

Вместе с тем, авторы эксперимента подчеркнули, что вакцины по-прежнему способны защищать людей от тяжелых последствий заболевания ковидом и смертельного исхода.

Ранее исследователи сообщали, что только третья доза вакцины Pfizer дает защиту от штамма «омикрон». Вывод сделали производители препарата. Он основан на небольшом исследовании образцов крови в лаборатории. Анализы крови людей, получивших только две дозы вакцины, обнаружили гораздо более низкие уровни антител, защищающих от «омикрона», чем против более ранней версии вируса. Это говорит о том, что двух доз «может быть недостаточно для защиты от заражения» новым вариантом, заявили в компании.

Moderna и AstraZeneca

Исследователи изучили, насколько велик риск заражения новым штаммом коронавируса у тех, кто привился двумя дозами вакцины Moderna — спустя 6 месяцев со второй дозы.

С «дельтой» эта группа сывороток справилась лучше Pfizer (номинально 50% против 47%, но средний титр выше), с «омикроном» не справилась ни одна, средний титр NT50 снизился в 20 раз, сообщается со ссылкой на исследование Института медицинской вирусологии при Франкфуртском университете в телеграм-канале независимых аналитиков.

Лучше всего с «омикроном» справился коктейль из двух доз вакцины Modernа и бустера Pfizer. Плохо сработала одна доза AstraZeneca и одна доза Pfizer — 0% защиты.

- Данные подтверждают, что разработка вакцины, адаптированной для «омикрона», целесообразна, — говорится в Twitter Сандры Цизек, директора Института медицинской вирусологии при Франкфуртском университете. — Эти данные ничего не могут сказать о том, защищены ли вы от тяжелого течения (ключевое слово — Т-клетки).

Прогнозы британских ученых показывают, что из-за распространения омикрон-штамма коронавируса в ближайшие пять месяцев в Англии могут умереть до 75 тыс. человек, если не ужесточать ограничительные меры зимой, пишет газета The Guardian. В настоящий момент в стране обнаружили 1 898 случаев заражения омикрон-штаммом коронавируса, из которых 633 выявили за последние сутки.

А что «Спутник»?

После того, как в Россию «завезли» «омикрон» — штамм обнаружен у прилетевших из Южной Африки — изучением эффективности «Спутника» против нового вируса занялись в Центре Гамалеи. Это займет 10 дней, заявил 12 декабря Александр Гинцбург РИА Новости. Ранее он сообщил, что конструкция вакцины против «омикрона» собрана, но пока оснований менять вакцину нет.

К слову, все прилетевшие в Россию из ЮАР были вакцинированы и переносят заболевание в легкой форме.

Ирина Якутенко
биология

молекулярный биолог

- Огромная статистика по привитым показывает, что даже после прихода «дельты» защита от тяжелого течения у вакцинированных остается на уровне 90%, хотя защита от заражения и упала, — считает молекулярный биолог Ирина Якутенко. — По сравнению с предковыми штаммами, последовательности спайк-белка, которые узнаются Т-клетками (они реагируют на небольшие линейные фрагменты), у «альфа"- и «дельта"-штаммов изменялись примерно на 10%. В случае «омикрона» возможные изменения оцениваются в пределах 20-30%. То есть можно ожидать, что Т-клетки, выработанные против предыдущих вариантов SARS-CoV-2 сохранят неплохую активность и в отношении «омикрона».

Вариант «омикрон» уже признан сильным мутировавшим штаммом — в белке шипа обнаружено более 30 изменений. Штамм, известный науке как B.1.1.529, в настоящее время вызывает опасения из-за его способности распространяться быстрее, чем предыдущие, и обходить антитела, которые выработались после вакцинации.

Ученые говорят, что может потребоваться месяц или больше, чтобы по-настоящему понять угрозу нового варианта. К тому времени, говорят они, Израиль, Великобритания или другие страны со сложными системами наблюдения за здоровьем соберут больше данных о том, обгонит ли «омикрон» «дельту» и как вакцины будут противостоять этому.