Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пушкин знал 20 тысяч слов, а вы? Что психолингвист может сказать о человеке по его речи

Психолингвистика активно развивается — растет количество информации, которую можно обработать и исследовать: посты в социальных сетях, микроблоги, многочисленные интервью. Но зачем нужна эта новая наука и что могут психолингвисты?

5 января 20259
психолингвистика
Источник:

iSockphoto

Психолингвистика — это наука, которая возникла в 60-х годах прошлого столетия на стыке двух наук — психологии и лингвистики. Ее задачей было изучение всех этапов становления речи, возникновение, приобретение первого и второго языков, взаимодействие таких когнитивных навыков, как мышление, речь.

Зачем об этом нужно знать обычным людям и что изучает эта наука? Об этом нам рассказала Елена Бачурина, психолингвист, полиглот, автор методики стремительного изучения языка.

Елена Бачурина
Психолингвистика

Психолингвист, полиглот, автор методики стремительного изучения языка

Когнитивная наука

Психолингвистика тесно связана с психологией, потому что пытается оценить психологическую реальность и основы лингвистических правил и процессов, которые непосредственно влияют на психологический мир человека.

Психолингвисты заняты тем, что связывают обработку слов, фраз, текстов и устанавливают связь речи с глубокими внутренними процессами. Это очень важно для того, чтобы полноценно изучить личностную психологию, психологию развития, а также социальную психологию. Анализ психолингвиста в какой-то мере помогает предвидеть социальное либо личностное поведение только по речи.

Разговор, чтение и письмо

Психолингвисты занимаются изучением аудирования, чтения, говорения, письма. Это четыре основных языковых навыка. Соответственно, и любые трудности, которые возникают при их использовании, например сложности с изучением иностранного языка, тоже решают психолингвисты. Наука также объясняет системные ошибки, которые допускаются в родном языке.

Психолингвисты пытаются найти причины речевых отклонений взаимосвязи с психологической реальностью человека и успешно их находят. И здесь очень развит экспериментальный метод. Почему? Потому что речь — то, что проявляется вовне, и достаточно легко ее изучать.

Слова в ментальном лексиконе

Специалисты этого профиля разбираются, как люди производят, понимают и хранят все слова в своем ментальном лексиконе. Это крайне важно, потому что у каждого из нас есть речевой паспорт. Влиять на него мы можем, зная, как формируется язык.

«В частности, я — как полиглот, как человек, который обучает восьми языкам, — использую новейшие открытия в психолингвистике для того, чтобы сократить маршрут моего клиента для быстрого освоения всех языковых навыков, таких как письмо, говорение, понимание на слух и мышление на иностранном языке, — говорит эксперт. — Вообще мы проходим в своем развитии в иностранном языке такой же путь, как любой ребенок проходит свой путь в развитии собственного родного языка. Это уже доказано. И, к счастью, есть элементы этой системы, на которые мы, профессионалы, можем влиять. Известный психолингвист, исследователь Ноам Хомски говорил, что изучение взаимосвязи языковых факторов очень важно для того, чтобы понять психические и эмоциональные качества».

Формирование речи по стадиям

Ученые и практики попытаются посмотреть, как формируется наша речь на разных стадиях. Уже известно, к примеру, что первыми у нас рождаются губные звуки «м», потому что ребенок с рождения смыкает губы и ему остается только добавить звучание к этому движению. Еще пример: мы точно знаем, что последними ребенок осваивает прилагательные.

Обеднение словаря

Исследователи изучают процессы распознавания слов в различных группах населения. Внутри одной культуры, внутри одной языковой среды изучают языковые расстройства, изучают старение языка. Например, сейчас исследования показывают, что среднее количество слов, которое употребляет обычный житель любой страны, образованный человек, не превышает 800 слов.

При этом у Пушкина словарный запас был больше 20 тысяч слов — без Интернета и онлайн-библиотек.

«Основная цель психолингвистики — очертить и описать процесс производства и понимания речи как на родном, так и на иностранном языке, то есть изучить когнитивные способности. Но побочным продуктом этих теоретических исследований, на мой взгляд, всегда является весьма практичная цель — социализация человека. Лучшая адаптация тех людей, у которых есть те или иные сложности», — говорит эксперт.

Чем поможет обычным людям

Для обычного человека психолингвистика дает возможность с помощью языка наиболее полно выразить собственное «я», проявить все свои способности, эффективно достичь своих речевых целей.

К тому же психолингвистика помогает понять не только мыслительные процессы, но и эмоциональные мотивы, что, соответственно, позволяет моделировать поведение человека, способствуя тем самым улучшению качества общения. Она же помогает изучать и корректировать дислексию, дисграфию и другие нарушения речи.

Психолингвисты знают все о нашей способности говорить и понимать речь, изучают взаимосвязь языка психологии человека. К примеру, мы ведь по-разному опишем для себя незнакомого человека, если он в первом случае использует слово «тождественно», а во втором — обсценную лексику, правда?

И если говорить о практических инструментах для психологов в понимании человеческого поведения, то это прежде всего составление портрета человека по его речи — контентный анализ.

Портрет человека

«Работая с клиентами более 20 лет, я часто, как многие психолингвисты, по короткому монологу могу очертить психологический профиль человека, оценить быстроту его мышления, некоторые психологические особенности, широкую эрудицию и те сложности, которые он испытывает. Иногда даже одно слово может многое объяснить», — говорит Елена Бачурина. Более того, правильное слово может исцелить человека, помочь ему найти правильное решение. Поэтому так важна эта наука для каждого человека.

«Мы, психолингвисты, только по словам можем часто предположить о наличии определенных заболеваний головного мозга, об одаренности, о самооценке, об активной жизненной позиции и, самое главное, помочь каждому улучшить свою речь как на родном, так и на иностранном языке, развить свое мышление, память, речевой анализ, все когнитивные функции, используя для этого самые новейшие методы науки», — резюмирует специалист.