Генетики СПбГУ: Мы давно едим ГМО-продукты, природа их «придумала» задолго до человека

19:30, 22.10.2019 / Верcия для печати / 1 комментарий

Запугивание ГМО-продуктами - от незнания, говорят генетики СПбГУ. Природа задолго до человека «создала» трансгенные растения, некоторые из которых мы часто едим, не подозревая об их ГМО-происхождении. Это, например, арахис, клюква и чай.

Фото: pixabay.com

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Института молекулярной биологии растений в Страсбурге провели исследование, результаты которого стали открытием, «неожиданным» по масштабам даже для них самих — в природе существует гораздо больше трансгенных растений, чем думали до сих пор. Если о природном ГМО-происхождении табака, льнянки (лекарственное растение) и батата (сладкий картофель) было известно раньше, то теперь список генетически измененных растений, созданных самой природой, пополнился еще более чем двумя десятками видов. В их числе ближайшие родственники грецкого ореха (представители Juglans - рода растений семейства Ореховые), арахис, хмель, клюква, чай. Итоги исследования, которое продолжалось почти 3 года, в октябре были опубликованы в Plant Molecular Biology.

Трансгенными называют растения, в геном которых попадают гены постороннего организма, например, бактерии или гриба. Изобретателем механизма «внедрения чужих генов» был не человек — он подсмотрел его у природных «генных инженеров», агробактерий (живут в почве). Они научились внедрять фрагменты своей ДНК (Т-ДНК - transferred DNA) в клетки растений, приводя к образованию опухолей на корнях и стеблях. Растение от такой генетической колонизации страдает, а бактериям хорошо — они питаются веществами, которые вырабатываются в трансгенных наростах. Так сложилось, что некоторые растения навсегда закрепили в собственном геноме участки ДНК, когда-то принадлежащие агробактериям, и передают эту информацию из поколения в поколение.

По словам профессора кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Татьяны Матвеевой, из 275 исследованных видов растений с секвенированным геномом в 23 были найдены фрагменты Т-ДНК агробактерий — то есть примерно в 7%. Она говорит, что человечество постоянно сталкивалось с ГМО-продуктами на протяжении своей истории, а панический страх перед теми, что созданы человеком по примеру агробактерий, надуманный.

- В зависимости от диеты, которой мы придерживаемся, в течение суток в наш организм может поступать около 1 грамма ДНК. Большая её часть разрушается в пищеварительном тракте до отдельных нуклеотидов (часть структуры ДНК — Прим. ред.) и не важно, где они до этого были — в генномодифицированных продуктах или нет, - говорит Татьяна Матвеева. - Только небольшой процент поступающей ДНК не разрушается. Было очень много работ, авторы которых пытались изучить, могут ли эти ДНК проникнуть в кровь и потом вместе с ней попасть в половые клетки. Способы исследования применялись самые разные. Например, кормили мышей, цыплят и коров трансгенными растениями — ДНК растений не нашли ни в крови животных, ни в молоке коров. После этого задачу усложнили — напоили животных препаратом ДНК. И опять ничего не обнаружили. Не работает система, которой нас пугают — что  якобы чужие гены у нас куда-то встроятся. Мы давно питаемся растениями, но до сих пор никто из людей фотосинтезировать не начал.

Коллега исследователя, профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Людмила Лутова тоже не видит ничего опасного в употреблении ГМО-продуктов. По её словам, человек в процессе эволюции выработал механизм разрушения ДНК, поступающей с пищей, — полученные в ходе разрушения ДНК нуклеотиды потом становятся «кирпичиками» в построении структуры тела, точно так же, как белок разрушается до аминокислот, которые потом идут на синтез других белков.

- Что только не говорили про бедные трансгенные растения, называли даже пищей Франкенштейна. Да, в них можно перенести любой ген, но, как правило, используются гены растений. Но даже если перенести в них чужеродный ген, ничего опасного не случится. Мы все время едим рыбу, но почему-то не становимся рыбами или крокодилами. Наша пищеварительная система с этим прекрасно справляется, - сказала Людмила Лутова. - Кроме того, прежде чем пустить трансгенное растение в производство, его серьезно изучают и рассматривают под 10 тысячами микроскопов. Проверяют, чтобы у него не изменились признаки, метаболизм, чтобы оно не синтезировало вредных соединений. С другой стороны, в томатах есть такой алкалоид как томатин, в томатах и картофеле - соланин (содержится в незрелых плодах и клубнях, стеблях, листьях — Прим. ред.). Это очень токсичные соединения. И обычными селекционными способами можно вывести такие сорта овощей, в которых томатина и соланина будет очень много. И почему-то никого это не волнует. А с помощью генной инженерии можно сделать так, что в картофеле и томатах количество этих веществ уменьшится до безвредного количества.