Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эксперт: Страна и медицинская отрасль изнасилованы диспансеризацией и отчетностью

В медицинской отрасли - «жуткая заполитизированность. Я не знаю ни одной другой страны, в которой указами президента регулировалось бы, сколько лет люди должны жить, сколько детей рожать». Это мнение Александр Абдин, член Экспертного совета при правительстве РФ озвучил на конференции «Медицинский бизнес 2019».

18 сентября 201917
Эксперт: Страна и медицинская отрасль изнасилованы диспансеризацией и отчетностью

В системе здравоохранения страны что-то не так, об этом то и дело говорят участники медицинского рынка. Почему это происходит, сегодня попытался объяснить Александр Абдин, член Экспертного совета при правительстве РФ, управляющий партнер «Евромед Групп»:

Абдин напомнил, что с 2006 года в систему вливаются деньги, в первую очередь, за счет работодателей. С 2011 года увеличены отчисления в ФОМС до 5,1% от заработной платы, их направили на Программу модернизации системы здравоохранения. В этом году на 2% увеличен НДС, за счет этих средств обещают финансировать Нацпроекты. Правда, в них не предусмотрена замена основных фондов. Оборудование, которым оснастили клиники страны по Программе модернизации в 2011-2012 годах, надо менять — амортизационный срок у него 5 лет, он давно миновал. Как говорит Александр Абдин, оно уже начало и будет ломаться и выходить из строя. Как государство будет дальше с этим справляться, непонятно. Но пессимизм у участников медицинского рынка вызывает даже не это. А заполитизированность, зацентрализованность и нарастающая закрытость в системе здравоохранения.

- Я не знаю ни одной другой страны, в которой указами президента регулировалось бы, сколько лет люди должны жить, сколько детей рожать. Хотя успехи есть — часть показателей Нацпроектов уже выполнены и перевыполнены в снижении младенческой и материнской смертности, например. Но страна и отрасль изнасилованы диспансеризацией, отчетными формами. Все работают не сверху вниз, а снизу вверх — на отчетности, выполнении дорожных карт, - говорит Абдин. - При этом отрасль все больше централизуется, приобретает еще более жесткий каркас. Если раньше у территориальных фондов ОМС была хоть небольшая возможность для маневров, то сейчас ее нет, все изымается федеральным центром и регулируется централизованно.

Нарастающая закрытость, по мнению члена Экспертного совета при правительстве РФ, выражается в том, что «канула в Лету Общественная палата, которая изрядно шумела и все радовались, что появилась такая общественная площадка для обсуждений. Практически не слышно уже Общественного народного фронта. Общественный совет при Минздраве, который работал в рамках открытого правительства, пропал, а министр Открытого правительства РФ Михаил Абызов сидит в тюрьме».

Медицинский термин «ригидность» (отсутствие реакции на стимулы или сопротивление им) Александр Абдин использует, характеризуя отсутствие реакции Минздрава на критику по поводу регулирования платных медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, по поводу порочности подушевой системы финансирования, которая хороша только в регионах с высокой плотностью населения: «Для Ленинградской области или Псковской, например, это пылесос, который вытаскивает деньги с территорий. Чтобы деньги доходили до территорий, надо их либо «красить», либо что-то менять. Но нет — полное игнорирование и глухота. Да, Татьяна Голикова сейчас говорит о необходимости измененией. То есть сначала все оголилось, сдулось, теперь будем начинать все сначала».

Отвечая на вопрос, что делать в такой системе частникам прозвучал ответ:

- Мы постепенно исчезнем из Государственной программы здравоохранения. Уже сейчас в этом 400-страничном документе нет никакой конкретики, только общие фразы о необходимости создать условия для медицинского бизнеса. Будет ли у нас национальная система здравоохранения, о которой говорит Вероника Скворцова? Если и будет, то либо в том виде, что существует сегодня, либо хуже. Возможно, для частников откроется окно возможностей в онкологии на стыке стационаров, фармбизнеса и медицинского бизнеса. Потому что и проблемы назрели, и деньги на онкологию впервые пришли в большом объеме.

По мнению Александра Абдина, система в целом будет развиваться по итальянской модели, когда проводится все больше и больше демаркации между частной и государственной медициной.

Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга настроен более оптимистично:

- Медицинский бизнес стремится к тому, чтобы его возможности не ограничивало государство. Общественные ассоциации частных клиник Москвы и Петербурга выступают за то, чтобы доля финансирования негосударственных клиник в ОМС составляла бы в каждом регионе от 10 до 20% (по аналогии с федеральным законом о госзакупках у малого бизнеса). Потому что активное включение в систему частных медицинских организаций выгодно государству — они снижают социальную напряженность и повышают удовлетворенность медицинской помощью. Сегодня в стране почти 22 тысячи государственных клиник и более 23,5 — частных. При этом в отличие от государственной, частная медицина работает в рискованных условиях. И главный риск — снижение платежеспособности населения. Значит, нам надо снижать себестоимость услуг. Кроме того, действующие и разрабатываемые нормативные акты не учитывают экономику процессов отрасли, а результат их действия непонятен. Сейчас объявлена нормативная гильотина, все советские акты отменяются, и мы сейчас увидим, наконец, какие нормы избыточны.

Александр Солонин надеется, что предложения ассоциации услышат в Минздраве. В том числе те, о которых говорится уже не первый год. Например, о необходимости модификации системы финансирования в ОМС: несмотря на то, что декларируется страховой принцип «деньги идут за пациентом», он действует мягко говоря, избирательно.

Только цифры в системе здравоохранения:

В рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи:

1994 млрд руб — это расходы Федерального фонда ОМС

460,3 млрд руб — федерального бюджета

740,8 — консолидированных бюджетов регионов.

Это почти 3,2 трлн.

Объем рынка платных медицинских услуг — 700-800 млрд рублей (по разным оценкам).

Коммерческий сегмент фармрынка тоже учитывается, потому что по последним данным опросов более 50% населения занимаются самолечением и обращаются за лекарствами в аптеки без назначений врача.

Плюс ведомственные бюджеты: Минобороны, МВД, МЧС и т.д. Финансируют «свою медицину».

То есть в общем, медицинский рынок в стране - около 5 трлн руб.

Ирина Багликова

© ДокторПитер