Бактерии полезные и не очень: как узнать, кто живет в кишечнике

В кишечнике человека с самого рождения живут миллионы микроорганизмов и у каждого вида — своя важная роль. Как правило, мы думаем лишь о «враждебных» бактериях, которые могут вызывать расстройство пищеварения, аллергические реакции, плохую усвояемость продуктов.

20 мая 2022
Бактерии полезные и не очень: как узнать, кто живет в кишечнике
предоставлено пресс-службой ООО «Эксплана»

А знаете ли вы, например, что существует отдельный вид бактерий, отвечающих за похудение? И сколько «хороших» бактерий нужно, чтобы организм работал «как часы»? И самый главный вопрос, как узнать, из каких бактерий состоит микробиота кишечника? Микробиота — именно так принято называть микроорганизмы, обитающие в нашем теле.

Существует несколько общепринятых видов исследований. Самый распространенный — бактериологический анализ кала. Чтобы получить достоверный результат, надо доставить кал в лабораторию не позднее, чем через 4 часа после сбора биоматериала. Затем специалисты производят посев микроорганизмов на питательные среды, ждут их рост в течение 5-7 дней, а затем определяют вид. Однако, так можно обнаружить далеко не все бактерии — ведь многие из них живут в безвоздушном пространстве (так называемые анаэробные бактерии), и при посеве просто гибнут. Поэтому значительная часть важной информации о микробиоте попросту пропадает.

Современный вариант

Более современным и точным методом анализа микробиоты кишечника является полимеразная цепная реакция, или  — ПЦР. Эти три буквы стали мега-популярными во время эпидемии COVID-19, но, естественно, возможности для применения метода гораздо шире, чем обнаружение коронавируса на слизистых.

В том числе, это и количественная оценка состояния микробиоты — с помощью ПЦР определяются  микроорганизмы живущие в кишечнике, включая и анаэробов — тех самых, что могут жить только в безвоздушном пространстве. Специальную тест-систему «Колонофлор» для такого анализа разработала в Санкт-Петербурге компания «Альфалаб», а сейчас услугу по ее применению предлагают в медицинской лаборатории «Эксплана». Давайте разберемся, чем она отличается от стандартного анализа кала.

Во-первых, от пациента по-прежнему не требуется никаких дополнительных усилий — сдать надо также кал. Но при этом его не надо спешно доставлять в лабораторию — образец вполне может храниться в холодильнике в течение суток, до того, как вам будет удобнее доехать до медицинского учреждения.

Во-вторых, сам анализ выполняется гораздо быстрее — за два дня. Не нужно ждать неделю, что особенно важно при необходимости срочно подобрать лечение.

В-третьих, при создании этой тест-системы российские ученые рассматривали показатели, которые важны для врачей — гастроэнтерологов, иммунологов, аллергологов или нутрициологов, чтобы выявить проблему и оперативно поставить диагноз. А в дальнейшем — выбрать наиболее эффективный план лечения или скорректировать диету так, чтобы помочь пациенту в кратчайшие сроки.

Нужно отметить, что при исследовании определяется как наличие «вредных»  организмов, которые могут приводить к заболеваниям, так и нормофлора, то есть «хорошие» бактерии, отвечающие за правильное пищеварение. Особенно хочется отметить, что в данном исследовании на ранней стадии выявляются маркеры рака прямой кишки — одного из самых распространенных видов онкологических заболеваний, который обычными методами выявляется очень поздно.

Кому, когда и зачем

Самый простой вариант, когда может пригодиться исследование «Колонофлор» —  это  проблемы с пищеварением.

Среди основных симптомов: постоянные или периодические приступы диареи (или, проще говоря, понос) или, наоборот, запоры, неприятный запах, металлический привкус во рту, тошнота, рвота, нарушения аппетита, ноющие или тупые боли в животе непонятного происхождения, а также уже диагностированные гастриты, дуодениты и прочие заболевания ЖКТ. Еще одна часто встречающаяся проблема — это аллергия и высыпания на коже. Так, «Колонофлор» ответит на вопросы, какое у вас количество кишечной палочки и есть ли ее патогенные разновидности, есть ли грибы, стафилококк, клебсиелла, сальмонелла и другие патогены, вызывающие серьезные заболевания кишечника.

К слову, проблемы могут быть необязательно «в животе». Если у вас нарушен сон, вы быстро устаете, есть непонятные головные боли, вы переедаете или хотите есть что-то вредное, то обследование тоже может помочь ответить на эти вопросы.

Второй вариант, когда обследование «Колонофлор» может быть полезно — при снижении иммунитета, например, после перенесенных серьезных заболеваний и лечения различными препаратами. Сейчас, когда мир только восстанавливается после пандемии коронавируса, это особенно актуально. Ведь прием большого количества лекарств, а особенно — антибиотиков, чаще всего влияет негативно на состояние кишечника. Одновременно с болезнетворными уничтожаются и полезные бактерии, которые отвечают и за пищеварение, и за восстановление иммунитета, усвоение полезных веществ — да и на состояние организма в целом. «Колонофлор» поможет ответить на вопросы, сколько у вас бифидо- и лактобактерий, а также оценит разнообразие микробиоты — ведь у каждой бактерии свои функции.

Профилактические исследования также рекомендуются при онкологических и аутоимунных заболеваниях, длительном лечении гормональными препаратами или для раннего обнаружения патологий в пожилом возрасте.

Наконец, — и пусть это не кажется вам неожиданным — «Колонофлор» подскажет, что мешает вам похудеть или наоборот — вызывает излишнюю худобу. Оказывается, существует такая бактерия, как Аккермансия — если ее количество в организме нормальное или повышенное, то человеку проще избавиться от лишнего веса или вовсе не набирать его. А вот если ее не хватает, то помимо ненужных килограммов, это может грозить диабетом второго типа или непроходимостью кишечника. А чтобы она хорошо себя чувствовала, «кормить» ее следует злаками, кашами, отрубями, фруктами. И это лишь один пример того, как знание о том, из чего состоит микробиота кишечника, помогает в жизни.

Всего с помощью Колонофлора можно выявить до 33 различных бактерий.

Исследование можно проводить как взрослым, так и детям с 14 лет — как по собственному желанию, так и по назначению врача. Но интерпретировать результаты, конечно, должен только лечащий врач.

Подробнее на сайте