«Весь в своего папочку», — ругаются на детей мамы, особенно, если в семье нелады, и папа играет отрицательную роль. Еще вариант: «она полная копия своей бабушки», — когда хотят похвалить малышку или сделать приятное пожилой родственнице. Давно считается, что характер передается по наследству. Как гены лягут, таким и вырастет маленький человек, и воспитанием делу не поможешь.
- Гена доброты, злости или жадности — не существует, — объяснила семейный психолог Виктория Вербенко. — Но гены определяют чувствительность к гормонам, а они, в свою очередь, управляют эмоциями.
Так, повышенная чувствительность к дофамину наделяет нас азартом, желанием двигаться вперед. Те, у кого чувствительность к дофамину низкая, испытывают огромный стресс, если требуется поменять привычное окружение.
- Гены, определяющие чувствительность к окситоцину, ответственны за эмпатию, чувство родства, привязанность, — рассказала Виктория Вербенко. — А определяющие чувствительность к тестостерону связаны с уровнем агрессии.
Гены жадности и счастья
Например, существует исследование, касающееся жадности. Ученые из Еврейского университета в Иерусалиме сенсационно сообщили миру, что они обнаружили ген жадности и безжалостности. Правда, он также завязан на повышенной чувствительности к гормонам. Речь о AVPR1A — аргинин-вазопрессиновом рецепторе. Эти рецепторы находятся в мозге, печени, почках, сосудах, капиллярах. Они бывают трех типов, при этом у людей с патологической жадностью AVPR1A чаще всего встречается самая короткая версия.
- Центры вознаграждения в мозге у этих людей не получают или получают в меньше степени удовольствие от альтруистических действий, и это, возможно, заставляет их вести себя более эгоистично, — говорят
А все из-за плохой чувствительности к вазопрессину, гормону, который отвечает за «просоциальное» поведение.
Примерно такая же история с открытым «геном счастья». Ученые из
- Мы обнаружили, что люди с более длинным, более эффективным вариантом этого генотипа сообщают о большей удовлетворенности жизнью, — говорит один из авторов исследования Ян-Эммануэль де Неве из Оксфордского университета.
Гены важны, но не только они
Эксперт считает: чтобы понять, как мы наследуем черты характера родителей, нужно разобраться, что такое психика, и какие задачи она выполняет. Считается, что наша психика начала формироваться с появлением у живых существ органов передвижения.
- Но этого было мало, так как хаотичное движение не представляет цели, поэтому сформировалась чувствительность, которая помогала ориентироваться в событиях внешней среды, — говорит психолог Вербенко. — Чувствительность помогала разделить события на благоприятные и неблагоприятные, и принимать решение, куда направлять свое движение.
Благодаря этому начали формироваться первые органы чувств, которые стали основой психики. Было три этапа ее развития:
сенсорный этап: у простейших были только сенсоры — на поставляемую ими информацию организмы могли реагировать;
этап восприятия: на этом этапе живое существо уже могло анализировать объекты и их свойства;
этап интеллекта: млекопитающие стали способны накапливать опыт, анализировать и отбирать наиболее эффективные способы ориентации в пространстве и взаимодействия с окружающей средой.
В результате усложнялись поведение и отношения с миром, так как чувствование и понимание мира становилось объемнее.
- Исходя из этого мы можем сказать, что психика — это не функция генов или мозга, — рассуждает Виктория Вербенко. — Это совокупность мыслительных процессов и явлений: ощущения, восприятия, эмоции, память; вид взаимодействия человека и окружающей среды.
Взаимодействие с эмоциями
Наши предки в поисках эффективных способов выживания развивали свои функции ориентирования. Но они не стали ориентироваться друг на друга, а начали объединяться в группы и оказалось, что такая организация более успешна в вопросе выживаемости. Так возникала социальная основа, общественные формы в итоге вытеснили биологические закономерности.
- При воспитании мы не просто кормим ребенка, защищаем, — объяснила психолог. — Мы разговариваем, обучаем языку, передаем свои ценности и взгляды, убеждения и жизненные установки.
С момента рождения у малыша есть потребности во сне, еде, контакте с родными. Он о них «сообщает» как может, а родители их удовлетворяют. Так ребенок учится впервые взаимодействовать с миром. От того, как родители взаимодействуют с малышом зависит то, какие сформируются у него отношения с миром, окружающими предметами и людьми.
Со временем именно отношение к людям и предметам становятся основой появления эмоций. Эмоции, в свою очередь, определяют отношение человека к чему-либо.
- Когда ребенок начинает говорить, он учится объяснять свои эмоции словами, — объяснила эксперт «Доктора Питера». — В основном он учится этому у родителей, героев сказок, из мультфильмов. Исходно ребенок учится взаимодействовать со своими эмоциями на основе речевых указаний взрослых и копирования их моделей поведения.
Влияние среды решает
Характер — это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности ее взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется всю жизнь.
- В определении характера существует понятие личности, — говорит Виктория Вербенко. — А личность человека формируется прижизненно. Индивид, который включен в социальное общество, становится личностью. Поэтому характер человек не наследует. Зато наследует темперамент.
Темперамент — совокупность психофизиологических свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний, отдельных действий и деятельности человека в целом. В частности, их энергичность, силу, скорость, темп, динамику процессов возникновения, прекращения, переключения, а также общий эмоциональный фон, на котором они реализуются.
- Темперамент зависит от свойств нервной системы, — рассказала психолог Вербенко. — Темперамент определяет только особенности психики и поведения людей, которые нельзя оценивать как хорошие или плохие. Характер, наоборот, можно оценивать по совершаемым человеком поступкам, независимо от того, в каких конкретных видах деятельности и обстоятельствах он проявляется.
Наш характер проявляется в поведении, а поведение зависит от информации о всем том, что нас окружает. Если предположить, что характер — врожденный, то в генах должна находиться информация о том, где мы будем жить и какие действия совершать. Но мы не можем знать, в какую среду попадет конкретный рожденный ребенок. В полной или неполной семье, в детском доме или с бабушкой — один и тот же человек может вырасти абсолютно с разным характером.
А еще очень хороший пример того, как характер может трансформироваться в процессе жизни, — в том, когда детей забирают из детского дома. Они способны оттаять, полюбить, впитать ценности приемных родителей.