Ученые Огайо выяснили, какой витамин повышает риск инфаркта и инсульта на 60%

Ученые в очередной раз доказали: во всем важна мера. Даже если речь идет о полезных для нашего здоровья веществах.

20 февраля 2024
иммунитет

iStockphoto

В рейтинге самых частых причин преждевременной смерти лидируют сердечно-сосудистые заболевания. И неудивительно: жизнь современного человека полна факторов, которые повышают риски столкнуться с проблемами именно по этой части. Стресс, несбалансированный рацион, плохой сон и малоактивный образ жизни — все это здоровее нас не делает.

Впрочем, ученые продолжают выяснять, что еще может повысить риски сердечно-сосудистых катастроф. Ученые Кливлендской клиники в Огайо выяснили: одним из таких факторов могут быть метаболиты — продукты метаболизма в клетках, тканях и органах.

Материал о результатах исследования был опубликован в издании Nature Medicine.

Профицит может убить

Авторы работы собрали образцы крови у 2331 американца и 832 жителей стран Европы. Участники эксперимента планировали обследовать свое сердце.

После этого ученые проанализировали кровь на наличие метаболитов и на протяжении трех лет следили за пациентами, отдельно фиксируя случаи инфарктов и инсультов.

Оказалось, что участники эксперимента с повышенным уровнем метаболита 4PY в среднем на 60% чаще сталкивались с инсультами и инфарктами. Этот метаболит появляется после расщепления избытка никотиновой кислоты — витамина группы B3.

После анализа ученые провели эксперименты на грызунах. Оказалось, что чрезмерное количество 4PY способно спровоцировать воспаление сосудов. А там уже недалеко до самых разных болезней сердца и сосудов.

Выводы

Никотиновая кислота в адекватных количествах для здоровья полезна — например, для снижения холестерина. Кроме того, в последнее время ее нередко добавляют в различные БАДы, которые якобы замедляют процесс старения и улучшают когнитивные функции. О других полезных свойствах этого витамина можно прочитать ЗДЕСЬ.

В некоторых странах этим витамином специально обогащают продукты питания. Так и получается, что у некоторых людей возникает переизбыток никотиновой кислоты.

Авторы работы подчеркивают: главный вывод исследования не в том, что нужно полностью отказаться от продуктов с никотиновой кислотой, а в том, что практика обогащать витамином муку и крупы до добра не доведет, как и самолечение с помощью БАДов без консультации с врачом.

Медики также выразили надежду, что результаты их исследования позволят разработать основу для новых методик, которые помогут предотвращать или уменьшать воспаление сосудов. Также исследователи хотят поставить под сомнение использование никотиновой кислоты в качестве рабочего средства для снижения «плохого» холестерина.