Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Посмотри, на кого ты похож»: какие установки из детства разрушают наше счастье

«Я никто», «Я не влияю на свою жизнь», «Я не знаю, чего я хочу» — подобные установки формируются с раннего детства. Обрывочные воспоминания появляются с трех лет. Но это не означает, что мозг просыпается только к этому моменту.

15 августа 20244
«Посмотри, на кого ты похож»: какие установки из детства разрушают наше счастье
Источник:

iStockphoto

Человек беспрерывно собирает информацию с рождения, изучая мир через ощущения и движения, подсознательно воспринимая сказанные слова. Все это формирует личность и влияет на мышление во взрослом возрасте, поступки и решения.

Какие последствия могут возникать от разных детских установок, можно ли переписать то, что было заложено когда-то давно, «Доктору Питеру» рассказала клинический психолог Юлия Харитонова.

Юлия Харитонова
Психология

Клинический и телесный психолог, карьерный коуч

Сказали тогда — работает сейчас

Взаимодействие со взрослыми добавляет новые знания к картине мира ребенка. Если мама злится на малыша, он думает, что виноват. Во взрослом возрасте уже очевидно, что тут нет никакой вины ребенка. Но в детстве такой анализ провести не получится. То же касается любых фраз, которые родители говорят ребенку регулярно.

Как слова родителей могут программировать взрослую жизнь:

  • «Не выпендривайся!» Итог — низкая самооценка, неуверенность в себе, зажатость. Ребенок растет послушным, но ему сложно принимать решения;

  • «Ты слишком много хочешь!» Итог — трудно радовать себя, невнимание к себе и своим желаниям, потребностям;

  • «Посмотри на себя, на кого ты похож!» Итог — уверенность в том, что «я плохой», постоянный стресс, депрессивные симптомы.

При этом установкой для ребенка может стать не только повелительная фраза в адрес самого ребенка: «Не реви!», «Перестань просить новую игрушку!». Такой эффект окажут любые слова, которые родители произносят рядом с ним:

  • «От работы дохнут кони» — и ребенок, а потом и взрослый оправдывает свою лень, отбросив мотивацию;

  • «Всех денег не заработать» — человек перестает пытаться зарабатывать, откладывать.

Установкой может стать и отношение, не выражавшееся в конкретных фразах. Если ребенок ощущал в раннем возрасте, что был нежеланным, у него сформируется восприятие себя «Я никто», «Я не влияю на свою жизнь», «Я не знаю, чего хочу». И чем раньше ребенок начал получать определенные установки от родителей, тем труднее конкретные установки сменить в его сознании.

Взлом и переработка детских установок

Детские установки на самом деле часто просто слова, сказанные родителями в сердцах. Но из-за того, что ребенок учится на примере взрослых, он в дальнейшем их использует, даже не задумываясь. Безобидные слова окружающих и собственные присказки удерживают от активности, вызывая чувство беспомощности и незадачливости.

Глобально борьба с психологическими установками, полученными в детстве, заключается в двух действиях:

  • сформировать противоположное мнение. «Жизнь не бывает легкой». — «Почему нет? Сегодня у нас есть вот такие блага для комфорта, я могу хорошо питаться, могу заниматься любимым делом…»;

  • расширить установку в позитивном ключе. «От работы дохнут кони». У поговорки есть продолжение: «а люди крепчают». Если сокращение оправдывает лень, то полная форма вдохновляет на труд.

Но кроме этого важно понять, на какой стадии развития ребенок получил ту или иную установку. В области психологии существуют две главные концепции развития человека: теория Пиаже и теория Выготского. Обе делят процесс взросления на четыре этапа. На каждом из них могут возникать разные убеждения, и работать с ними нужно по-разному.

Познаю и держусь: с рождения до 2 лет

В этом возрасте ребенок раскрывает мир через движения и ощущения, через наблюдение и восприятие от взрослых. И откладывается все на подсознательном уровне. Вспомнить, что говорили родители, когда вам был условный год, вряд ли получится.

Установки передаются на подсознательном уровне. Например, ребенок чувствует себя ненужным — у него формируется установка «Я — никто». Для борьбы с этим нужно проговорить вслух что-то противоположное установкам: «Я взрослый человек», «У меня есть карьера», «Я работаю». А также добавить физические движения — что-то брать, рассматривать, как бы заново изучая мир.

Также ребенку с рождения до двух лет могло не хватать постоянства объектов — в детстве это родители. В последующем это будет выражаться в желании контроля над детьми и супругом. Явный пример контроля матери — использование в речи «мы» относительно ребенка. Не «мой ребенок заболел», а «мы заболели».

Слышу и повторяю: с 2 до 7 лет

На этой стадии развиваются навыки речи. Если родители не объясняют свои слова и не учат конкретизировать действия, то у ребенка могут возникнуть искажения в мышлении. Например, фразу «Я не должен отдыхать» необходимо обосновать: «Я не должен отдыхать до шести вечера, потому что в это время я работаю».

Также в этом возрасте могут возникать установки, связанные с условиями жизни:

  • «Мне просто не везет»;

  • «Легкой жизни не бывает»;

  • «Не жили богато — нечего начинать».

Чтобы работать с этими установками, важно отделить себя и родителей: родители жили в другое время, в других условиях. У вас может быть все совершенно не так.

Нужно осознать и записать противоположные утверждения на бумаге:

  • «Мне просто не повезло». — «А что у меня не получается?», «Почему не получается?», «Что я делал, чтобы получилось?»;

  • «Легкой жизни не бывает». — «У меня не трудная жизнь. Кто-то ест только картошку, а я могу позволить себе мясо».

  • «Не жили богато — нечего начинать». — «Сегодня есть доходные и полезные профессии. Можно честно зарабатывать хорошие деньги».

Важно благодарить родителей за воспитание в трудной ситуации и обращаться к себе: «Если бы я встретил себя маленького, что я себе бы сказал?» Это поможет раскачать установку и начать двигаться к цели.

Мыслю и познаю: с 7 до 11 лет

Развитие логического мышления приводит к становлению личности. Дети понимают концепции и привыкают к организованности, особенно когда начинают ходить в школу. На основе слов родителей или даже учителей формируется восприятие: «Бизнес — это сложно даже для папы», «У меня недостаточно знаний», «У меня нет талантов».

Чтобы работать с этими установками, нужно конкретизировать для себя проблему и найти причину такого убеждения.

  • Родители говорили: «Бизнес — это сложно», за этим шла установка «Много денег — много проблем».

  • Откуда это? Возможно, родители жили в 90-х, когда заниматься бизнесом было опасно.

  • А так ли это сейчас? То время прошло. Сейчас есть доступное образование, больше источников информации, людей, у которых можно проконсультироваться.

По такому принципу необходимо начать переписывать все негативные, мешающие сегодняшней жизни установки, которые ребенок получил в младшем школьном возрасте.

Закрепляю: с 11 до 18 лет

Переходный возраст — самый спорный период в отношениях между родителями и детьми. У кого-то он проходит тихо, а кто-то бунтует, полностью противореча взрослым. Но одно неизменно: это возраст, когда детские установки окончательно формируются и проявляются. Иногда даже сильно искажаются под влиянием момента.

То, что подростки слышат в свой адрес, они могут пронести во взрослую жизнь. Девушка услышит несколько раз «Ты не фотогенична» и будет в этом уверена всю жизнь. Это повлияет на ее самооценку и поведение, выстраивание отношений.

Критические комментарии родителей вроде «Ты бездельник!» приводят к тому, что подросток убеждается: он ничего не может сделать как следует. А фразы «Неужели так трудно запомнить трудную формулу?!» — к мысли, что учиться бесполезно, все равно ему не справиться с задачами.

Также бывают ситуации, когда подросток видит одно, а родители говорят ему, что это не так. Например: «Папа не пьет. Как ты мог так подумать? Ты неправильно понял. Он просто так отдыхает». Это путает его сознание, подросток начинает не доверять себе и своему мышлению. В результате у него формируется убеждение: «Я не могу правильно думать».

Еще одна проблема — это ситуация, когда подросток делится своими секретами с кем-то из взрослых, а потом все это становится известным всей семье. И подростку твердят: «Какие еще тайны? В семье все должны всё знать!» Это воспринимается как предательство, формируются убеждения: «Не могу доверять никому, кроме себя самого», «Я не должен выражать свои чувства».

Наши психологические установки определяют все: отношение к деньгам, к труду, к неудачам, к возможностям. Поэтому важно останавливать своего внутреннего критика, заменять фразы родителей на фразы здоровых взрослых, которые поддержат вас.

Также стоит читать больше книг, это поможет мыслить абстрактно, думать о вопросах любой сферы — от морали до философии, от этики до социализации. А развитое творческое мышление поможет рассуждать, отталкивая от принятой установки к конкретизации ее разрушения.

Все это перепрограммирует мозг на здоровое мышление, и человеку станет под силу спланировать будущее таким, каким он желает его видеть.