Ученые из Дублина выяснили, почему мозг заставляет нас забывать прошлое

Не стоит ругать себя, если вы не можете вспомнить событие, которое, казалось, произошло совсем недавно. Этот процесс необходим нашему мозгу, говорят исследователи.

15 января 20221
Ученые из Дублина выяснили, почему мозг заставляет нас забывать прошлое
pexels.com

События, которые происходят с нами, постепенно стираются из памяти, или мы можем восстановить их только фрагментарно. Такой процесс — нормальная реакция, уверены ученые из ирландского колледжа Тринити. На самом деле забывание — это не «дефект», а вполне себе необходимый процесс, сообщается на сайте колледжа.

Исследователи пришли к выводу, что забывание — это функциональная особенность мозга, которая помогает ему взаимодействовать с окружающей средой, а также способствует эффективному обучению. Особенно важно контролировать воспоминания в современном мире, ведь вокруг нас каждый день настоящий переизбыток контента (спасибо Интернету за это).

Благодаря забыванию мы можем принимать решения, которые благоприятно повлияют на нашу действительность. А еще мы лучше себя чувствуем после естественной «частичной потери памяти». Основной вывод ученых: «Мы учимся забывать одни воспоминания, параллельно оставляя только те, которые важны в данный момент».

Основываясь на предыдущих исследованиях ученые выяснили, что хотя забывание происходит из-за утраты информации, в некоторых случаях это можно объяснить изменением доступа к воспоминаниям, а не их потерей. Авторы предположили, что это происходит из-за ремоделирования мозговой цепи, которая переключает хранящие воспоминания ансамбли нейронов, называемые «клетками энграммы». Воспоминания хранятся где-то на дальней полке, но мы не можем получить к ним доступ, потому что сейчас они не важны. Это как потерять ключ от сейфа.

«Поскольку на скорость забывания влияют условия окружающей среды, мы предполагаем, что забывание на самом деле является формой обучения, которая изменяет доступность памяти в соответствии с окружающей средой и ее предсказуемостью», — заявил соавтор работы Пол Франкленд.

Исследователи надеются, что результаты исследования помогут приблизиться к разгадке болезни Альцгеймера и других дегенеративных заболеваний, от которых сильно страдает память. Авторы считают, что естественное забывание обратимо, поэтому необходимо искать способы управления этим процессом.