Японские ученые создали нейтрализатор воспоминаний, как в «Людях в черном»

Исследователи смогли с помощью аденовируса и облучения стереть фрагменты памяти у мышей.

16 ноября 202112
11 причин, почему нас подводит память
iStock/Getty Images

Японские ученые создали устройство, способное стирать воспоминания подобно нейтрализатору из кинофраншизы «Люди в черном». Правда, пока получилось удалить участки памяти только у мышей.

Результаты изысканий исследователей были опубликованы в журнале Science. Авторы работы провели несколько экспериментов, которые были основаны на принципах оптогенетики — оптического воздействия на мозг. Такая методика помогла ученым лучше понять, как устроены и как работают нейроны внутри органа.

Как устроена память

Память человека бывает кратковременной и долговременной:

• Первый тип памяти существует за счет временных схем нейронных связей, информация в ней и конкретные образы хранятся около 20 секунд. Объем краткосрочной памяти довольно мал, хоть его и можно увеличить с помощью тренировок.

• Долговременная же память может хранить огромное количество воспоминаний неограниченный срок — даже всю жизнь.

Информация может переходить из кратковременной памяти в долговременную, с помощью синапсов. Если же этот процесс будет нарушен, то воспоминания довольно быстро пропадут из памяти. За слаженную работу синапсов отвечает белок кофилин.

Что сделали ученые

Исследователи смогли нарушить работу кофилина: они ввели в мозг мышей аденовирус, завязанный с флуоресцентным белком. При воздействии светового излучения аденовирус выделяет кислород, блокирующий кофилин. На мышей воздействовали с помощью света дважды: в первый раз подопытные получали облучение после того, как их научили выполнять определенные задачи, во второй — уже после последовавшего за обучением сна. В результате у грызунов стерлись все воспоминания о полученной во время обучения информации.

Кстати

Порой наш мозг творит с нашими воспоминаниями странные фокусы: мы то забываем начисто какие-либо события из нашей жизни, то начинаем вообще «помнить» то, чего на самом деле не было. О причинах подобных явлений рассказала врач неврологического отделения 1 ПСПбГМУ им. Павлова Ольга Родионова.

Проблемы с памятью нередко возникают и у тех, кто переболел коронавирусом, причем с этим осложнением сталкиваются даже те, кто перенес заболевание в бессимптомной форме. Впрочем, со временем это проходит.

При проблемах с памятью могут помочь:

• Отдых,

• Здоровый сон,