Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психолог Огарева объяснила, почему мы чаще помогаем бездомным животным, чем больным раком

Благотворительность завоевывает доверие россиян. Каждый пятый «жертвующий» считает эту деятельность важной частью жизни. Что вдохновляет людей, кому чаще всего жертвуют и почему?

9 октября 202111
благотворительность психолог
Источник:
unsplash

Отложенная помощь

В глубине души каждый из нас мечтает стать меценатом и помогать тем, кому это необходимо, но в реальности благие дела находятся в «режиме ожидания». На это есть несколько причин, говорит психолог.

Екатерина Огарева
психология

доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук

- Часто благотворительным проектам не помогают, так как уверены — это сделают другие, — поясняет психолог Екатерина Огарева. — Причем чем больше людей вокруг, тем меньше желание включиться в ситуацию. Приведу простой пример. Во время прогулки человек замечает тонущего ребенка. Если поблизости нет взрослых, то скорее всего он бросится в воду, не задумываясь о погодных условиях и испорченной одежде. Вместе с тем в многолюдном парке герой выберет роль наблюдателя. Ведь зачем рисковать, когда рядом есть те, кто справится с миссией лучше? Согласно исследованиям, жертва в такой ситуации нередко погибает на глазах свидетелей драмы. Облечь свой призыв о спасении в личную форму — пожалуй, единственный способ обойти этот эффект.

Эксперт называет и еще одну причину, почему мы не торопимся стать благотворителями — многие считают, что их усилия микроскопические

- Потенциальные жертвователи обычно думают: «Что толку от моих ста рублей, когда лечение требует пятнадцати миллионов?», — говорит психолог. — Однако какой бы ни был размер суммы, он всегда будет эффективен. Истории масштабных сборов блогеров и центральных телеканалов только подтверждают этот аргумент. Свою лепту вносят и мошеннические схемы, к сожалению, сейчас процветающие, потому что культура благотворительности в нашей стране еще формируется.

Психолог рекомендует тщательно изучать списки проверенных и «черных» фондов, чтобы ваш перевод был безопасен.

- Советую насторожиться, если организация собирает деньги в метро, на улице или использует личные банковские карты и электронные кошельки.

Кому чаще жертвуют

Доказано, люди склонны более всего помогать адресно. Здесь срабатывают жалость, чувство вины и страх, что подобное может случиться с тобой и твоими близкими, отмечает психолог. То же самое касается и пожертвований. Именно поэтому социальные ролики посвящают историям конкретного человека, а не, к примеру, борьбе с онкозаболеваниями в целом.

- Активнее перечисляют средства тем, кого ассоциируют с собой, своим окружением, а также на подопечных, вызывающих явную симпатию, — говорит Екатерина Огарева. — Не случайно для реабилитации наркозависимых или поддержки ВИЧ-положительных собирать деньги сложнее. Этот опыт кажется многим нерелевантным и отчасти табуированным. Да и рассказать подобные личные истории гораздо сложнее.

С высокой долей вероятности вы пожертвуете на ребенка, одного возраста и пола с вашим собственным. То же самое с пенсионерами, напоминающими нам о наших бабушках и дедушках. А бездомных животных часто опекают, потому что «они хорошие», «милые» и «добрее людей».

Но, конечно, не стоит забывать, что чувствительность сугубо индивидуальна. То, что побуждает одного творить благо, у другого вызовет защитную реакцию отрицания.

 Пятьдесят рублей на счастье

 — Не ошибусь, если скажу, что, помимо сострадания, в благотворительности доминирует оптимизм, так как помощь, оказанная нуждающимся, делает счастливее в первую очередь нас самих, — обращает внимание психолог.

Это подтверждают многочисленные эксперименты. Вот лишь некоторые их результаты.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон предположил, что «счастье не в деньгах», а в том, как и на что они тратятся. Испытуемые получили от пяти до двадцати долларов. Одной группе предложили потратить средства на себя, а второй — на других людей. В тот же вечер участники рассказали, на что они использовали свой «бюджет» и что при этом чувствовали. Одно и то же действие эмоционально оценивалось ими по-разному. Так, в обеих группах были, купившие кофе, но тот, кто заплатил за чужой напиток, ощущал большее удовлетворение, чем тот, кто выпил его сам.

- Как ни парадоксально это прозвучит, но, проявляя заботу, отдавая, мы становимся внутренне богаче и сильнее, — говорит Екатерина Огарева. — Наверняка здесь хочется возразить: легко жертвовать, когда у тебя много денег. Но когда подобное исследование провели в Уганде, где финансовое положение населения гораздо хуже, выводы были схожими.

Важно помнить, что любая помощь требует усилия над собой и должна быть осознанной, иначе в долгосрочной перспективе она не принесёт пользы, а только навредит всем участникам процесса. Потому что благотворительность — это про активное созидающее действие. Только так можно изменить себя и мир к лучшему.