Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Из-за сильной боли петербуржцы с диагнозом «рак» за год вызывали «неотложку» почти 8 тысяч раз

Из-за болей, которые невозможно терпеть, петербуржцы с онкологическими заболеваниями более 7,7 тысяч раз вызывали «неотложку». Причем в некоторых районах это случалось часто, а в других - ни разу. Почему обезболивание по-прежнему остается нерешенной проблемой, «Доктор Питер» спросил у специалистов.

5 сентября 2019
Из-за сильной боли петербуржцы с диагнозом «рак» за год вызывали «неотложку» почти 8 тысяч раз
Источник:
pixabay.com/ qimono

Напомним, после громких скандалов со смертями онкологических пациентов, для которых боль стала невыносимой, а нужные лекарства — недоступными, прошло уже несколько лет. С тех пор выходили приказы и законы, упрощающие порядок выписки наркотических анальгетиков, в регионах заработали «горячие линии» для пациентов, но люди продолжают страдать. Даже в Петербурге. В городе в прошлом году только треть нуждающихся в опиодных и сильнодействующих анальгетиках были обеспечены нужными лекарствами. А тысячи пациентов с диагнозом «рак» вызывали «неотложку» из-за непроходящей боли. Об этом можно судить по данным, приведенным в программе развития системы паллиативной помощи в Петербурге на 2019–2024 годы, которая была принята правительством города на прошлой неделе. Напомним, программа «рамочная» — пока в ней расчетные показатели, конкретный же план действий еще только предстоит разработать.

За последние 3 года число вызовов бригад неотложной медпомощи по поводу так называемого болевого синдрома к петербуржцам с онкозаболеваниями практически не изменилось. В 2018 году петербуржцы с диагнозом «рак» вызывали «неотложку» из-за боли 7,7 тысяч раз, в 2017-м — 7,9 тысяч раз, в 2016-м — 7,5 тысяч. При этом только в прошлом году 1,6 тысяч вызовов (около 20%) с жалобами на боль случались по 3 и более раз за неделю.

Наибольшее количество обращений в службу «03» на тысячу человек было зафиксировано в Центральном, Василеостровском, Петроградском, Адмиралтейском, Красногвардейском, Невском, Выборгском и Кировском районах. Однако, были и такие, где не было ни одного вызова — это Фрунзенский, Московский, Кронштадтский, Пушкинский и Курортный районы. С чем связана такая разница и действительно ли в районах — антилидерах всё так плохо, «Доктор Питер» спросил у экспертов.

По словам главного внештатного специалиста по паллиативной медпомощи Петербурга, главного врача Городского хосписа №4 Эдуарда Москалева, вызовы «03» на боль при диагнозе «рак» возможны в разных случаях.

- Прорывная боль может возникнуть при позиционировании пациента, даже правильном, или при перевязках, — рассказал Эдуард Москалев. — Второй вариант — базовая терапия пролонгированными опиодными анальгетиками (обезболивающими на длительный период) была подобрана неправильно. То есть не хватает постоянно действующей дозировки, поэтому прорывы боли возникают чаще, чем они должны быть. Что касается статистики по районам. Эти данные предоставили НКО, поэтому мне сложно комментировать их 100-процентную достоверность. Можно предположить, что вызовов меньше в тех районах, где выездные службы паллиативной медпомощи и врачи работают эффективно, а значит, базовая терапия опиодными анальгетиками адекватная.

По-другому объяснила «Доктору Питеру» эти показатели координатор фонда помощи хосписам «Вера» в Петербурге Екатерина Овсянникова. По её словам, представленные в программе данные собирал проект ОНФ по паллиативной помощи «Регион заботы» через комздрав.

- Большее число вызовов «неотложки» на боль при онкологическом заболевании может быть показателем того, что в районе плохо развита помощь в обезболивании на дому. С другой же стороны, наоборот, это может означать, что в этих районах лучше развито информирование. Это то, с чем мы сталкиваемся в Консультативной службе по паллиативной помощи благотворительного фонда «Адвита» в Петербурге и Ленобласти (она работает круглосуточно по телефону 8-800-700-89-02 — Прим. ред.). Статистика в этой службе говорит о том, что обращений пациентов с проблемами больше из тех районов, где паллиативная помощь развита лучше всего. Там пациенты лучше понимают, на что могут рассчитывать. У человека возникли проблемы — он сразу звонит. Но не каждому пациенту очевидно, что боль терпеть нельзя. Когда у человека хронический болевой синдром и он болеет давно, он привыкает к мысли, что боль — это нормально.

Кроме того, согласно рекомендуемой ВОЗ методике расчета, в 2018 году в обезболивании наркотическими анальгетиками нуждались 32 тысячи петербуржцев. Получили же нужные лекарства только 10,2 тысячи человек — то есть 32% от числа нуждающихся. В чем проблема, «Доктору Питеру» пояснил Эдуард Москалев.

- По клиническим рекомендациям, первая ступень обезболивания — это ненаркотические препараты. И, конечно, много пациентов получают их, но в эту статистику не вошли. Здесь речь идет только об опиодных и сильнодействующих препаратах, — объяснил врач. —  Ситуация с обезболиванием в городе более благополучная, чем в некоторых регионах. Но не все гладко. У нас есть большая проблема с обезболиванием в пролонгированной форме малоинвазивными (неинъекционными) средствами. Если с назначением фентаниловых пластырей (опиоидный синтетический анальгетик — Прим. ред.) ситуация сдвинулась с мертвой точки, врачи поликлиник стали активнее их назначать из-за упрощения правил выписки, то с другими пролонгированными формами она не изменилась — с ними по-прежнему действует жесткая забюрократизированная система выписки. Еще один важный фактор — не все эти препараты включены в льготный перечень. Мало того, многие пациенты сами отказываются от неё. Врач выезжает, назначает лекарство, но выясняется, что пациент отказался от льготы и может приобрести препарат только за деньги. Новые и эффективные пролонгированные наркотические анальгетики стоят в десятки раз дороже привычных для пациентов инъекционных, например, трамадола. Поэтому таким пациентам надо восстанавливать льготу, чтобы иметь возможность получить эти лекарства бесплатно.

По мнению Екатерины Овсянниковой, проблемы с получением петербуржцами  обезболивания связаны с сохраняющимся до сих пор страхом врачей попасть под уголовное преследование из-за нарушений правил оборота наркотических средств. «Время, которое тратится на оформление рецепта с боязнью допустить хоть одну ошибку — достаточно большое. Поэтому в этом вопросе важна декриминализация», — сказала специалист.

Кстати, по программе, в Петербурге планируется увеличить количество аптек, которые могут выдавать петербуржцам наркотические обезболивающие по рецепту. Сейчас их в городе 10, а должно быть, по расчетам, около 50.

© ДокторПитер