В Антарктиде нашли бактерию с врожденной устойчивостью к антибиотикам — чем это грозит человечеству

Супербактерия может выбраться за пределы континента и стать причиной инфекционных и бактериальных заболеваний, которые невозможно остановить с помощью известных препаратов.

26 мая 2022
Ученые из Чили нашли в Антарктиде бактерию с врожденной устойчивостью к антибиотикам
iStockhpoto

Они веками развивались в крайне неблагоприятных условиях, можно сказать, экстремальных. Это наделило бактерии суперспособностями, которые могут быть опасны для человека и грозят серьезными эпидемиями. Тревожные новости приходят из Антарктиды. Ученые Лаборатории структурной и молекулярной биологии Университета Чили обнаружили на континенте бактерии с генами, которые обеспечивают своим носителям естественную устойчивость к антибиотикам и противомикробным препаратам. Из-за изменений климата эти бактерии могут выбраться за пределы полярных регионов.

- Рост полирезистентных (устойчивых к нескольким препаратам — прим. ред.) бактериальных патогенов сейчас является одной из наиболее серьезных угроз для глобального здравоохранения, — предупреждает один из авторов исследования Андрес Марколета.

Особая опасность этих бактерий в том, что ген полирезистентности к антибиотикам находится у них в мобильных фрагментах ДНК, то есть они легко могут «перебраться» в другие бактерии и наделить их этой способностью. И если обнаруженная Pseudomonas не опасна для людей, то нет гарантии, что она не поделится «геном устойчивости» с любой другой существующей бактерией и ееуже будет не остановить известными средствами. Дезинфицирующие растворы — медь, хлор, четвертичный аммоний («Аламинол», «Акваминол» и др.) — тоже окажутся бессильны.

- В почвах Антарктического полуострова обитает замечательное микробное разнообразие и широко распространены аутохтонные (рожденные здесь — прим. ред.) устойчивые к широкому спектру антибиотиков бактерии, — предупреждает Андрес Марколета в научном журнале Science of the Total Environment. — Области, где мы обнаружили бактерии наиболее пострадали от таяния льдов.

Ученые всерьез опасаются, что изменение климата повлияет на возникновение новых заболеваний.

патофизиология, педиатрия

педиатр, патофизиолог, иммунолог

- В нашей популяции циркулируют многочисленные бактерии, которые — так или иначе, знакомы человечеству, — объяснила иммунолог, патофизиолог Елена Парецкая. — Постоянно живя в тесном соседстве с человеком, известные бактерии трансформируются, мутируют, формируют новые виды. Но хотя бы частично наша иммунная система их уже знает, периодически встречаясь с некоторыми представителями и формируя инфекции.

Если не хватает силы иммунной системы, в ход идут препараты, направленные на подавление активности бактерий — антибиотики. Они могут либо предотвращать размножение бактерий, что дает возможность иммунитету их быстро «добивать», или сами уничтожают патогенные бактерии насмерть.

Все эти особенности организма и помощь препаратов позволяет побеждать инфекции и останавливать их распространение, не допускать вспышек, эпидемий и пандемий.

- Те организмы, что обнаружены в Антарктиде, сами по себе для людей не патогенны, но в нашу среду обитания заносить их крайне нежелательно, — считает Елена Парецкая. — Дело в том, что общаться между собой можем не только мы с вами, но и бактерии. Познакомившись с «местными» стафилококками, кишечными палочками или протеями, эти, казалось бы, безобидные жители Антарктиды, могут обучить привычных нам бактерий суперзащите от антибиотиков. Передав гены суперустойчивости, можно получить грозное оружие — бактерии, провоцирующие тяжелейшие процессы и формирующие эпидемии, с которыми практически нечем будет бороться.