Ученые США назвали причину рака поджелудочной железы

Рак поджелудочной железы считается одним из самых грозных в онкологии. Смертность от него остается высокой. Но до последнего времени причина этого заболевания была неизвестна. Ученые Техасского университета, кажется, нашли разгадку.

18 сентября 20213
Тест за полтора часа определит, есть ли рак
iStock/Getty Images

Ученые Техасского университета выяснили, что на возникновение этого опасного заболевания влияют воспалительные процессы. Результаты работы исследователей опубликовали в журнале Science.

Исследователи выяснили, что клетки этого органа пищеварительной системы на повторяющееся воспаление реагируют адаптивным эффектом.

Защитный механизм провоцирует развитие опухоли, при этом спасает орган от панкреатита. Однако обратной стороной этого может стать образование злокачественной опухоли. Исследование показало, что в 95% случаях рака поджелудочной железы выявляется протоонкоген, который носит название KRAS. Он находится в здоровом организме, но после регулярного воспаления мутирует и ограничивает повреждение тканей в период обострения.

Защитное поведение генов после воспаления сохраняется долго после обострения. Ученые назвали это «эпителиальной памятью». Она активирует пути развития клеток, аналогичные развитию рака.

Рак поджелудочной железы сложно диагностировать, а потому чаще всего он выявляется на поздних стадиях, когда плохо поддается лечению. А на первых этапах развития болезни, если она и проявляется, то так, что ее часто путают с другими патологиями. Но существует все-таки признак, проявление которого говорит о необходимости обследования поджелудочной железы.  Это тупая ноющая боль в спине или в области живота, а возможно и по кругу (опоясывающая).

У рака поджелудочной железы есть и другие симптомы. Это потеря веса, желтушность кожи и глазных  белков. Поджелудочная железа отвечает за выработку инсулина, при злокачественном процессе она нарушается. Это проявляется в виде симптомов, характерных для диабета. Проблема в том, что на этом этапе заболевание уже запущен

Ранее ученые нашли связь между болезнями и конкретной группой крови — оказалось, что больший риск заболеть раком поджелудочной железы у обладателей второй группы крови.

Как писал «Доктор Питер», самый высокий показатель летальности от онкологических заболеваний в России зафиксирован при раке поджелудочной железы. В 2018 году коэффициент смертности при этом типе онкологического заболевания составил практически 40%. На втором месте — рак печени и внутрипеченочных протоков — с коэффициентом летальности 38,4%, на третьем — злокачественные опухоли пищевода (29,9%).

Самые низкие показатели смертности, по данным главного онколога, отмечены при раке молочной железы — 3%, матки — 2,2%, губы — 1%, щитовидной железы — 0,6% и рака кожи (не считая меланому) — 0,4%.