Томские ученые выяснили, как разные дозы алкоголя влияют на организм

Российские ученые проанализировали, как на самом деле алкоголь влияет на риск развития болезней и в каких дозах спиртное вредно, а когда — даже полезно. Результаты опубликованы в авторитетном журнале The Lancet.

29 сентября 2022
алкоголь вред польза
IStockphoto

Самая «противоречивая» жидкость

Пить или не пить алкоголь — это самый популярный вопрос любителей горячительных напитков, а ответы на него — всегда неоднозначны. Если одни ученые доказывают, что спиртное может быть даже полезным, то другие тут же выпускают исследования, говорящие строго об обратном эффекте алкоголя — исключительно негативном.

На этот раз в «бой» вступили российские ученые. Исследователи из Томского Политеха совместно с другими коллегами провели масштабный анализ уже известных статистических данных и представили выводы не только про однозначные риски употребления алкоголя, но и потенциально положительные механизмы. Данные опубликованы в журнале The Lancet.

Буква «J» как показатель

Ученые поставили перед собой задачу оценить уровень риска употребления алкоголя для людей с разными болезнями и понять, какое количество спиртного может спровоцировать те или иные заболевания, говорится на сайте Томского политеха.

Исследователи проанализировали открытые данные статистики за последние 30 лет по заболеваемости и смертности от алкоголя людей в возрасте от 15 до 95 лет из 204 стран мира. Базовой условной единицей в исследовании был 1 дринк — 10 граммов спирта.

После анализа всех данных ученые сделали вывод — зависимость уровня рисков при употреблении алкоголя в мире имеет J-образную форму. Это значит, что алкоголь в малых дозах может приводить к некоторому улучшению показателей здоровья, с ограничениями по возрасту. Но речь идет о действительно малых дозах — меньше того самого «дринка», 10 граммов этанола.

- Были отдельные данные, объясняющие положительное влияние алкоголя на человека, — говорит доцент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Евгений Плотников. — Но превышение дозы (1 дринка) приводит и к драматическому повышению рисков для здоровья.

Почему алкоголь может быть полезен

Ученые заявляют, что они впервые изучили такой большой массив данных в мировом масштабе, и именно это позволило им объяснить — почему же малые дозы алкоголя оказывают положительный эффект для здоровья.

- В малых дозах алкоголь может снимать уровень стресса и тревожности, которые являются фактором риска для сердечно-сосудистых заболеваний, — уточняют исследователи. — В этом случае токсическое действие этанола нивелируется его положительным действием через центральную нервную систему.

Предложен также и ряд других механизмов, описывающих J-зависимость. Например, горметический. Он основан на том, что любое потенциально вредное воздействие в целом имеет определенные лимиты и, если организм не превысил их, то внутренние резервы организма, реагируя на него, повышают адаптацию.

- Основываясь на результатах, можно однозначно сказать, что алкоголь вреден в популяционном масштабе, однако, эффект его воздействия сильно зависит от дозы, — говорит Евгений Плотников.

Врачи об алкоголе

Ранее врач-нарколог Евгений Рысин рассказал «Доктору Питеру», что любое употребление алкоголя — это всегда вступление в зону определенного медицинского риска. По его словам, условные нормы ВОЗ — 150 мл вина для женщин и 200 мл для мужчин 2 раза в месяц — говорят не о безвредном употреблении алкоголя, а о правилах минимального вреда.

Врач-сосудистый хирург Алексей Светликов подтвердил - все спиртные напитки пагубно сказываются на здоровье, в каком бы количестве их ни употребляли: «Алкоголь поражает практически все органы сразу. Особенно страдают печень, желудок, сердце и головной мозг».

По его словам, спиртное может быть полезно, но исключительно при наружном применении — например, водка — это отличное антибактериальное и антигрибковое средство, которым можно обрабатывать раны и укусы насекомых.