Немецкие ученые выяснили, как повышенное давление влияет на психику

Наше психическое здоровье может напрямую зависеть от состояния сердечно-сосудистой системы. Причем до и после диагноза «гипертония» оно будет совершенно разным.

21 апреля 20231
гипертония
IStockphoto

Группа ученых из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге решила выяснить, как влияет на психику человека повышенное артериальное давление — в частности, на тревожность, депрессию, апатию, сниженную активность. Помимо этого исследователей интересовало, страдает ли мозговая активность у тех, кто имеет диагноз «гипертония».

В эксперименте приняли участие 500 тысяч человек, средний возраст которых — 60 лет. Чтобы безошибочно систематизировать все медицинские данные, ученые решили воспользоваться методом машинного вычисления. Все данные исследователи брали из Британского биобанка.

Парадоксальный вывод ученых

Результаты исследования получились любопытными и даже неожиданными. Оказалось, что люди с повышенным давлением (систолическим) реже страдают от депрессии, тревожности, перепадов настроения и других психических расстройств. Более того, эмоционально они чувствуют себя гораздо лучше, чем участники эксперимента без проблем с кровяным давлением. Мозговая активность (способность воспринимать и обрабатывать информацию) при этом не страдает.

Однако пациенты с диагнозом «гипертония» склонны к депрессивному настрою, постоянной тоске.

Тот факт, что повышенное давление может улучшать психическое состояние человека, ученые объясняют тем, что оно «значительно снижает восприятие физической боли и стрессов». Мозг привыкает к тому, что давление повышается, из-за этого у человека меняется болевой порог.

Исследователи называют парадоксальным фактом то, что для пациентов с диагностированной гипертонией обнаружилась абсолютно другая закономерность. Но и для нее есть свои объяснения.

«Хронически повышенное давление вызывает атеросклероз, заболевание мелких сосудов, что приводит к ишемическому повреждению головного мозга. Оно проявляется поражением белого вещества, которое связано с возникновением депрессии, — объясняют ученые. — Также на психическое здоровье влияет и то, что люди с гипертонией, как правило, ведут не самый здоровый образ жизни: мало двигаются, много курят, плохо питаются. Важно и то, что, когда людям ставят диагноз «гипертония», им приходится сталкиваться с внезапным осознанием, что они не здоровы, а также с необходимостью менять жизнь. Это, безусловно, сказывается на психическом здоровье.

Ученые уверены, что это исследование должно помочь в профилактике гипертонической болезни, а также в разработке новых методик лечения.

Как заподозрить скрытую гипертонию

Исследование ученых Оксфорда доказало: каждый восьмой взрослый может страдать о высокого давления, даже если при измерении оно оказывается в норме. Нетипичным образом гипертония может проявляться у пожилых людей, пациентов с диабетом, болезнями почек. Во всем виноват эффект «перевернутого ковша» — подробнее можно прочитать ЗДЕСЬ.