Ели меньше, жили дольше, но не лучше: ученые на мышах проверили пользу и вред голодания

Чем меньше мы едим, тем лучше для здоровья — эту гипотезу подтвердило уже не одно исследование. Сокращение калоража действительно может помочь организму. Но есть важный нюанс, говорят ученые.

17 октября 20243

iStockphoto

Самый верный и в то же время понятный путь к долголетию — это соблюдение здорового образа жизни. Надо правильно питаться, больше двигаться, высыпаться, заниматься непривычными делами, чтобы нагружать мозг, а также следить за физическим и ментальным здоровьем.

Если же человек переедает, то в его организме накапливается жир, которые разрушает здоровье, — еще один научный факт. Чтобы чувствовать себя хорошо, необходимо помнить о мере в еде, а иногда и вовсе отказаться от порции.

Правда, недавний эксперимент на мышах, который опубликовали ученые в журнале Nature, поставил под сомнение версию о том, что сокращение рациона продлевает жизнь.

Ирина Якутенко
Биология

Молекулярный биолог

«Многие специалисты полагали, что эффект ограничения калорий связан с тем, что у голодающих становится меньше лишнего жира, который возбуждает иммунную систему. В итоге запускаются процессы хронического воспаления, которые подтачивают весь организм, стимулируя разные болезни и приближая смерть. Результаты новой работы ставят эту гипотезу под сомнение», — прокомментировала в блоге биолог Ирина Якутенко.

Что выяснили ученые

Эксперты провели исследование, в котором экспериментировали на мышах в течение двух лет. Всех грызунов разделили на несколько групп.

• Одним разрешили есть столько, сколько они хотели.

• Другим урезали рацион на 40%.

• Третьей группе сократили рацион на 20%.

• Еще две группы посадили на интервальное голодание: одну не кормили раз в неделю, вторую — два раза.

Последним двум группам после голодания не ограничивали рацион, поэтому они на следующие дни ели больше.

Оказалось, что у сидевших на диете мышей понизился уровень сахара в крови, стало меньше жировых отложений. Кроме того, грызуны, которые ели меньше, жили дольше, причем чем строже были ограничения, тем более выраженным был эффект.

Например, грызуны, которым урезали порции на 40%, прожили на 9 месяцев дольше тех, кто ел без ограничений. Девять месяцев для мышей — это много, так как годовалому зверьку «по-человечески» будет целых 30 лет.

Звучит это весьма обнадеживающе. Но теперь к нюансам.

Ученые не увидели связи между улучшением показателей здоровья и увеличением продолжительности жизни при сокращении рациона мышей, говорит Ирина Якутенко.

«У мышей, которым сократили рацион на 40%, показатели здоровья были хуже, чем в других группах. В частности, они теряли больше мышечной массы, а изменения в составе иммунных клеток делали их потенциально более восприимчивыми к инфекциям», — поясняет биолог.

Еще один вывод исследователей: на продолжительность жизни большее влияние оказывает генетика, а не рацион. То есть определенные гены защищают организм от старения, но экспертам пока не удалось выяснить, какие именно. Предположительно, это те, которые связаны с работой иммунной системы и ответом на стресс.

«Мыши, у которых было много лимфоидных клеток в неактивированном состоянии, то есть тех, которые еще не встретились с чем-то, что им не понравилось, и не запустили воспалительную реакцию, жили дольше. В общем и целом у таких грызунов иммунных клеток было больше, но не было процессов, требующих их постоянной вовлеченности, например, хронического воспаления», — пояснила биолог.

При чем здесь стресс

Исследование также показало, что главным фактором повышенной продолжительности жизни оказалась сохранность массы тела в ответ на стресс. Мыши, которые меньше худели при одном и том же урезании калоража, жили дольше. Эксперты полагают, что это связано с тем, как организм в целом реагирует на стресс.

Любое ограничение калорий — это стрессовая ситуация для организма. Если мышь хорошо переносила такие изменения, то есть была устойчивой к стрессу, то эффект от голодания был положительным. А вот если грызун плохо переносил стресс, то голодание могло даже укоротить его жизнь.

«Что в итоге? Все зависит от того, насколько организм может противостоять стрессу. Если хорошо — голодание будет мощным рычагом, помогающим прожить дольше; если нет — в лучшем случае не навредит. Насколько организм устойчив к стрессу, определяется в значительной степени генетикой», — заключила Ирина Якутенко.

Медицина

Эндокринолог, доктор медицинских наук

«Снижать объем потребляемых калорий лучше всего постепенно, ориентируясь на общее самочувствие и показатели анализов (при необходимости). Кто-то с легкостью откажется от львиной доли своего обычного рациона, а кому-то будет очень тяжело переносить даже малейшие изменения,  продолжает врач-эндокринолог Зухра Павлова. — Здесь важно не скрупулезно считать калории, а избегать сладкого, фастфуда, снеков и другой мусорной еды. За пару недель организм привыкнет питаться правильно, и станет легче».

К слову, в более раннем исследовании говорилось, что для замедления старения достаточно сократить потребление калорий всего на 12%, уточняет эксперт.