Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как критиковать человека, чтобы он не обиделся: три важных правила

Есть мнение, что критика в общении до добра не доводит. Но как еще донести до человека, что он в чем-то ошибается?

12 января 20252
как критиковать
Источник:

iStock

В старые временя за плохую новость гонца могли казнить. Впрочем, и сегодня люди склонны хуже относиться к источнику неприятной информации. Так, в одном исследовании пациенты считали менее привлекательными медсестер, которые сообщали о плохих результатах обследования.

Поэтому и критиков мы недолюбливаем. Кому приятно слышать о своих недостатках от другого человека? И все-таки критика важна: она помогает человеку расти, развиваться, строить здоровые и продуктивные отношения. Ведь не всегда мы можем заметить свои ошибки и недочеты. А со стороны, как говорится, виднее.

Главное — критиковать правильно, чтобы и советы помогли, и адресат критики на вас не обиделся.

«Есть конструктивная и деструктивная критика. Первая направлена на помощь и поддержку, вторая — на разрушение и унижение, — объясняют эксперты московской психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева.

Конструктивная критика помогает понять наши слабости и недостатки, над которыми нужно работать, дает возможность узнать о наших сильных сторонах. Именно благодаря конструктивной критике мы можем совершенствоваться и становиться лучше».

Как правильно критиковать

  1. Критика должна быть полезной. Не стоит останавливаться на констатации факта. Дайте человеку конкретные примеры и предложения по улучшению.

    «Не только указывайте на недостатки, но и предлагайте способы, как их исправить», — объясняют эксперты.

  2. Сначала похвалите.

    «Начинайте с позитивных аспектов и достижений, а затем переходите к критике. Это смягчит удар, и критику воспримут более доброжелательно», — советует специалисты клиники.

  3. Будьте тактичны и вежливы. Помните, что критика должна помочь человеку улучшить работу, а не уничтожить его самооценку.

    «Чтобы критиковать конструктивно, нужны развитые коммуникативные навыки. Обучаясь конструктивному общению, мы становимся более понимающими и терпимыми к мнению других», — говорят эксперты.

Впрочем, и человеку, в адрес которого поступает критика, стоит поучиться воспринимать ее правильно. Ведь, как писал «Доктор Питер», нетерпимость к чужому мнению может быть признаком угасающего ума.

Как правильно воспринимать критику

  1. Сохраняйте спокойствие. Даже если кажется, что вас критикуют не за дело, постарайтесь сдержать эмоции — они мешают объективно оценить информацию.

  2. Критикуют не вас, а ваши действия. Всегда помните об этом, прежде чем решите оскорбиться.

  3. Вместо того чтобы обижаться, постарайтесь услышать суть критики, конкретные замечания. Так вы сможете избежать подобных ошибок в будущем.

  4. Помните, что критика — это инструмент для роста и развития.

Когда критика уничтожает

Психология

Клинический психолог, гипнолог, НЛП-мастер, кандидат медицинских наук

«Часто за успешным человеком стоит вечно недовольный и критикующий родитель, — говорит психолог Денис Долгов. — При этом самооценка у человека сильно занижена, он вечно недоволен собой».

По словам эксперта, критика в детстве уничтожает, разрушает личность изнутри, демотивирует и заставляет чувствовать себя неполноценным, тормозит развитие потенциала ребенка.

«Вместо критики ребенок должен слышать от родителей отзывы, советы, получать от них помощь, — подчеркивает психолог.

В общении с детьми эксперт советует придерживаться определенных правил.

  • Говорите об ошибках спокойно, ровным тоном. Это создаст атмосферу доверия и взаимопонимания, поможет ребенку услышать и понять вас.

  • Ведите диалог, а не монолог.

    «Спросите у ребенка, как он сам оценивает свой проступок или проделанную работу. Это научит его адекватно оценивать ситуации, свои поступки и себя в целом», — говорит Денис Долгов.

  • Используйте я-высказывания. Вместо «Ты такой невнимательный!» говорите «Мне неприятно, когда меня не слушают». При этом всегда обсуждайте поступок или поведение ребенка, а не его самого.

  • Сделайте акцент на хорошем. Обязательно похвалите ребенка, объясните, что проступок совсем не красит такого замечательного, доброго и умного человека. Объясните, над чем и как нужно поработать.

  • Не попрекайте прошлыми ошибками. Обсуждайте конкретную ситуацию, не обобщая и не вспоминая другие проступки ребенка.

  • Предложите помощь в решении проблемы.

    «Но если ребенок отказывается и закрывается, не давите. Дайте ему время», — советует эксперт.

  • Покажите свою веру в ребенка. Это поможет ему не сдаться и двигаться дальше.

«Родители часто называют деструктивную критику „критикой во благо“, думают, что это станет мотивацией для ребенка, изменит его поведение. Но в детском возрасте критика не может быть полезной. Важно давать помогающие отзывы, а не критиковать», — подчеркивает психолог.