Стало известно, у представителей каких народов в России больше всего генов неандертальцев

Чтобы это выяснить, исследователи проанализировали более полутысячи народов и популяций, проживающих на территории страны.

13 октября 2022
у каких народов больше генов неандертальцев
iStockphoto

Известно, что в ДНК современных людей есть примерно 1–2 процента генов неандертальцев. У кого-то больше, у кого-то меньше. Специалисты Медико-генетического центра Genotek провели масштабное обновление генетической базы, проанализировав данные 548 народов и популяций, проживающих на территории России. И попытались определить, у каких из них больше всего генов неандертальцев.

Наибольшее количество мутаций неандертальцев было выявлено у народов Сибири и Крайнего Севера. Это:

• якуты,

• буряты,

• долганы,

• тувинцы,

• эскимосы.

За ними идут народы Волго-Уральского региона:

• татары,

• башкиры,

• чуваши,

• удмурты.

А вот наименьшее количество обнаружено среди южных народов — дагестанцев, чеченцев, армян и горских евреев. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу компании Genotek.

Также выяснилось, что у северных популяций русских, например живущих в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, больше мутаций неандертальцев, чем у южан — из Краснодарского края, Орловской или Курской областей.

Нобелевскую премию — за изучение генома неандертальца

В этом году Нобелевским лауреатом в области физиологии и медицины стал шведский ученый Сванте Паабо (Svante Pääbo) — награду он получил «за открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека». Отмечалось, что этот всемирно известный ученый секвенировал геном неандертальца и сделал «сенсационное открытие ранее неизвестного гоминида Денисова».

Как объяснял «Доктору Питеру» Юлиан Карпов, врач-терапевт, заведующий инфекционным отделением Клинической больницы Святителя Луки, основные исследования Сванте Паабо посвящены различиям в геноме неандертальцев и Homo sapiens. Загадку, почему неандертальцы вымерли, а Человек разумный получил преимущество в своем развитии, ученые до сих пор не разгадали. При этом известно, что у них было смешанное потомство — в результате межвидового скрещивания. По словам врача, с учетом особенностей строения тела наших предков можно, к примеру, предсказывать предрасположенность людей, у которых есть в генотипе неандертальская ДНК, к таким заболеваниям, как

• заболевания обмена веществ,

• ожирение,

• нарушения фосфорно-кальциевого минерального обмена.