Почему из-за «двоек» дети прыгают из окон

14:05, 28.10.2011 / Верcия для печати / 11 комментариев

Случай с шестиклассником, выбросившимся из окна школы из-за полученной «двойки», в очередной раз потряс город. В детских суицидах виновато окружение, считает главный детский психиатр комитета по здравоохранению Людмила Рубина. - Отсутствие понимания и психологической поддержки со стороны близких, унижения и угрозы от учителей  - все это толкает подростков на суицидальные мысли и поступки.

Почему из-за «двоек» дети прыгают из окон
Фото: фото с metodist.edu54.ru

Среди тех, кто обращается в детский городской кризисный центр, каждый год высказывают мысли о суициде от 30 до 50 подростков, и около 25 – 30 детей совершают попытки самоубийства. В прошлом году к психологам обратились 57 подростков. За 9 месяцев этого года наложить на себя руки пытались 14 человек. Но это только те, кто попадает к психологам кризисного центра. В целом по городу ситуация, конечно, тревожней.

- Почему «двойка» нередко становится причиной такого отчаянного поступка?

- Сама по себе «двойка», полученная в школе, не является для ребенка серьезной проблемой, все дело в том наказании, которое его ожидает дома, или отношении окружающих – учителей и учеников. Обозвав ученика «болваном» при всем классе, педагог не задумывается, что для ребенка это может стать трагедией. Уже с 4-го класса дети впервые влюбляются, и общественное унижение в присутствии "объекта влюбленности" воспринимается ими очень остро. А недостаток понимания дома еще больше усугубляет тревожное состояние. Ведь в современных семьях воспитание чаще всего сводится к вопросу, как ребенка одеть-накормить. А требование хорошо учиться сопровождается не помощью и поддержкой, а запретами и наказаниями. Причем, воспитание «с налету» за полученную «двойку» или другой проступок заключается в лишении значимых для ребенка занятий и увлечений. Вместо того чтобы понять, откуда взялась плохая отметка, и почему ребенок стал плохо учиться, родители перестают с ним разговаривать, а нередко наказывают физически. Одиночество и страх перед наказанием приводит ребенка в состояние безнадежности. А когда подростка запирают дома и не пускают гулять со сверстниками, рождается протест. Он уходит во двор и попадает в асоциальную среду, там совершает еще более неблаговидные поступки. И возникает замкнутый круг. Боясь признаться родителям в своих «грехах», подросток находит единственно возможный с его точки зрения выход – лишить себя жизни.

- Как часто психологи кризисного центра помогают детям выбраться из сложной жизненной ситуации?

- Практически всегда, когда удается с ними поговорить, а главное, убедить родителей в необходимости психологической помощи. К сожалению, взрослых не пугает даже самый трагический исход детских переживаний, они не понимают необходимости проведении коррекционного и психотерапевтического лечения детей. До сих пор людям не стыдно лечить венерические болезни, но считается неприличным прийти со своими проблемами и привести ребенка к психотерапевту или психиатру. А ведь дети, решившиеся на суицид, в основном страдают тяжелыми депрессиями, лишь в редких случаях – серьезными психиатрическими заболеваниями. Когда речь идет о психологических проблемах, многое зависит от родителей, от изменения их отношения к детям. Но работать со взрослыми значительно труднее, чем с детьми.

- Во многих семьях родители заняты добыванием хлеба насущного и не успевают заниматься воспитанием. Где найти выход?

- Родители должны воспитывать и уважать у детей чувство собственного достоинства, интересоваться, чем живет ребенок, уметь понимать его. Для этого не нужно проводить весь день рядом со своим чадом, ведь гиперопека дает отрицательный результат. Тем более, когда в качестве наказания подростка запирают дома. Тогда родной дом становится для него тюрьмой. Интересно, что в России и Японии совершенно противоположное отношение к наказанию детей за проступки. Если у нас говорят «Теперь ты из дома не выйдешь», то в Японии – «Теперь ты в дом не войдешь». Дети должны ценить и уважать родителей, которые их не только накормят и оденут, но поймут и поддержат. Тогда даже в трудных жизненных ситуациях они не будут бросаться в окна, а будут искать понимания у своих близких, в родном доме.

Нина Башкирова

© Доктор Питер

Рубрики: Педиатрия, Психиатрия

11 комментариев Оставить комментарий

" унижения и угрозы от учителей "
Уважаемая Нина Башкирова, я прочитала Вашу статью и пришла в ужас. Двойка или тройка, поставленная учителем является унижением и угрозой? А если учителя моего ребенка прочитают это и в угоду общественному мнению вместо заслуженных оценок станут ставить ему четверки и пятерки и он, мгновенно все поняв перестанет учиться вообще? А так и будет.
Вы видимо не в курсе, что власть и деньги имущие жители нашего государства посылают своих деток учиться в Англию, где учителя ставят заработанные оценки не боясь общественного мнения.
Мне, не поверите, тоже хочется видеть в дневнике истинную оценку, а не завышенную, поставленную из страха "обидеть" деточку или дать повод повеселиться журналистам.

Уважаемая Марина. В тексте слова "общественное унижение" относятся к слову "болван" и подразумевают оскорбления не "двойкой", а словами и отношением учителя. И "двойку" можно сопровождать такими комментариями, что ребенок почувствует свою ущербность в классе. Речь идет также о том, что родители должны больше знать о своих детях, стараться понимать их, тогда "истинная" оценка не станет для них открытием.

Унижения и угрозы это бич школы. Еще в мою бытность ученицей без малого двадцать лет назад учительница по физике сказала мне в присутствие класса: "двоечник в школе, двоечник по жизни, вот увидишь ничего из тебя не получится".
Справедливости ради, надо заметить, что я крайне плохо успевала по точным наукам. Но зато была "впереди планеты всей" по гуманитарным. Не будь я пофигистом от рождения, подобное высказываение тоже могло бы послужить причиной для суицида.

Спасибо, Нина, за актуальный материал. Нам не хватает понимания ребёнка. Приведу одну иллюстрацию по мотивам интервью.
Когда мы, родители, "просто" перестаём разговаривать с ребёнком из-за его плохого поступка, переживания ребёнка могут быть очень сильны. Это молчание, вероятно, травмирует психику ребёнка.(У нас в фирме была сотрудница, которая рассказывала как она очень тяжело переносила подобное мамино молчание)
К сожалению, общеизвестны только два метода воздействия на ребёнка - "кнут" и "пряник". Упомянутое выше родительское молчание - это , по-моему, "кнут в специальной упаковке".

Уважаемая Нина Башкирова! В своей статье Вы, написав "Обозвав ученика «болваном» при всем классе, педагог не задумывается, что для ребенка это может стать трагедией" всех учителей выставили бессовестными, бездушными нелюдями. И у Вас даже мысли не возникло что может быть и не так. Я исренне сочувствую что Вам пришлось учиться в школе, где оскорбления и травля от учителей были нормой, а Ваши родители видимо были не в состоянии с Вами поговорить и помочь. Вдвойне не повезло.
Не поверите, но в школу где учатся мои дети они летят с радостью и учатся с большим интересом. Я глубоко признательна их учителям и, естественно, всегда встану на защиту их чести и достоинства. Если интересно - это 564 школа, математические классы.

Марина, выпейте успокоительного. У вас абсолютно непоследовательный переход от частного к общему - описанное поведение одного педагога явно не может однозначно характеризовать их всех, это понятно даже ребенку. Чем обусловлены ваши выводы из статьи, для всех, думаю, останется загадкой. 0о

Нина Башкирова, все Ваши так называемые статьи полны негативизма и излишней критики в адрес отечественного здравоохранения и медицинской помощи, я подчёркиваю, ПОМОЩИ, а не ОБСЛУЖИВАНИЯ!!! Обслуживают в ресторане и публичном доме. При этом Вы лживо во всём обвиняете непосредственных участников лечебного процесса, и самую незащищённую категорию - врачей! По всей видимости, боясь делать нападки в адрес власть имущих - главных виновников развала системы здравоохранения, как, впрочем, и образования... Пишите Вы абсолютно непрофессионально, у Вас не хватает смелости приводить факты: адреса, имена. Из чего можно сделать вывод, что все Ваши статьи - Ваши собственные злобные фантазии. Или, что более вероятно, Вы пишите их под заказ, с целью формирования общественного мнения. если Вы дейсвительно профессиональный и порядочный журналист, а не журналиЗД, предлагаю Вам провести журналистский эксперимент, отличающийся оригинальностью - хотя бы месяца на три (лучше на полгода) устроиться в ЛПУ, а лучше в стационар экстренной помощи и затем описать Ваши впечатления, так сказать, изнутри системы. Предполагаю, что не сил, ни желания учиться у Вас нет, поэтому единственная должность на которую вы можете претендовать - санитарка. И она как раз самая востребованная!!! Ждём вашего интересного расследования и впечатлений!!!
Без особого уважения, Андрей.

Для Андрея: ничего такого Нина не написала, это реальные события... Тема для размышления... Да, доводят ребят бывает и учителя и сверстники, которые дома имеют неправильное воспитание и в учебном заведении смеются над двоечниками или инвалидами. Если взрослые , в том числе и медики предвзято относятся к двоечникам, троечникам( почитайте сообщения некоторых медиков ( видимо" отличников" в институте) в докторе Питере, например в дебатах о Багненко -новом ректоре 1 СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова), то, что говорить о системе школьного возраста. Правильно подняла тему Нина Бошарова, все это печально, но эта тема для размышления и повод, что что-то нужно менять( в положительную сторону) в сознании людей, общества.


"Интересно, что в России и Японии совершенно противоположное отношение к наказанию детей за проступки. Если у нас говорят «Теперь ты из дома не выйдешь», то в Японии – «Теперь ты в дом не войдешь»."

Неинтересно это. К чему вообще этот пассаж? Опять типа, мол, немытая Россия, а смотрите, ватники, как у цивилизованных японцев? Угумс. Если бы в этих дикарей британцы и американцы не вкачали кучку баблосов, так бы они и ходили с черными зубами да на вывороченных цырлах, рубя бошки и животы. А уж как они любят воровать научные разработки..
Почитайте про их странные обычаи, про их зверства на войнушках в 20 веке, да посмотрите их шоу развлекательные. Вот уж воистину "пример" для нас, белых дикарей.

такие эмоциональные комментарии. мда. сложилось впечатление, что про медицину выпад написал медик, про школу учитель.иначе странно, что обычная статья вас так задела за живое. согласна с наблюдателем. просто тема для размышления.
сводится все к простому. разговаривайте со своими детьми, не дубасьте их за двойки. учителя, не унижайте детей лично и при всем классе. все. а вы тут спор развели.

Мне кажется, здесь будет важнее спросить у Марины и других, считающих, что в России большинство учителей детей не оскорбляют - каковы в таком случае ваши соображения на ежегодную волну суицидов среди подростков перед и после ЕГЭ?
И да, действительно люди, видимо педагоги, врачи даже не читая статьи начинают эмоционировать в своих больных местах "Мы? Мы не унижаем детей! Мы их воспитываем и учим!".
До сих пор вспоминаю свою англичанку в школе, которая за то,что я часто болела - говорила, что из меня не получится ничего, а из мальчика (который мне нравился очень, кстати) - получится отличный человек. Мальчик задрал нос, а я сделала вывод, что английский не знаю, а когда поступала в ВУЗ и увидела уровень владения английским других - поняла, что зря отмела для себя мечту быть переводчиком. Думаю теперь о втором высшем. Буду наскребать на него.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×