Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чему нас учит семья и школа?

Школу и компьютер давно уже объявили врагами детского здоровья. Но при этом родители, регулярно сетующие на большие школьные нагрузки, и сами готовы загружать детей дополнительными занятиями, едва ли не с первого класса планируя поступление ребенка в престижный вуз. И куда ребенку податься, к умным или к здоровым, им ясно едва ли не с 1 сентября.

16 июля 2010
Чему нас учит семья и школа?

В начале учебного года, возвращаясь в свои коллективы после летних каникул, многие дети заболевают, чаще всего ОРВИ, едва отучившись одну-две недели. Это происходит во-первых, потому, что риск инфицирования в закрытых коллективах высок, во-вторых, начало занятий для ребенка – это стресс. Даже взрослый человек после отпуска с трудом включается в рабочий режим, а учеба – та же работа. Родители же на легкий насморк или жалобы на головную боль реагируют как на симуляцию: таблетка на завтрак – и в школу. Иначе, мол, пропустишь занятия, потом не наверстаешь. Нагрузка растет, копится и общая усталость и усталость самых уязвимых органов и систем. Считается, что только 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми, 40 процентов – с пограничным состоянием, 50 – с букетом хронических болезней.

В разных регионах России распространенность тех или иных заболеваний, которые дети наживают в школе, - разная. Более того, даже в Петербурге исследования, проведенные солидными медицинскими вузами, отличаются. Например, по данным Педиатрической академии в нашем городе больше всего распространены болезни желудочно-кишечного тракта, на втором месте – заболевания костно-мышечной системы, на третьем – эндокринные расстройства, в том числе ожирение, на четвертом – болезни крови. А по данным МАПО у школьников лидируют заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки), на втором месте – офтальмологические болезни, на третьем – проблемы с желудочно-кишечным трактом. Впрочем, в любом случае самое заметное отличие «нашей» заболеваемости от других регионов – в частоте хронических патологий опорно-двигательного аппарата, в этом непочетном рейтинге в других городах они не занимают верхних строчек.

Состояние здоровья детей на 50 процентов зависит от образа жизни, значительную часть которой они проводят в школе, а многие еще и живут по принципу: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Результат: по данным комитета по здравоохранению, основанным на ежегодных медицинских осмотрах, на каждого петербургского подростка в возрасте 15-17 лет в среднем приходится по три хронических заболевания.

Еще недавно врачи называли педиатрию оптимистичной специальностью: в отличие от пациентов «взрослой» медицины, дети, имеющие врожденные аномалии развития, могут избавиться от них в процессе роста и формирования организма, если им создать для этого условия. Сегодня же, наоборот, чаще врожденные проблемы со здоровьем с возрастом, наоборот, усугубляются. А все потому, уверены педиатры, что с детьми работать хорошо, гораздо сложнее работать с родителями, от которых дети в учебное время чаще только и слышат: «Уроки выучил?» и «Отойди от компьютера (вариант – телевизора)!».

А чтобы пусть даже не сохранить здоровье на все 100, но хотя бы не усугублять существующие проблемы, надо выкроить всего лишь 1-2 недели летних каникул, лучше перед занятиями и посетить офтальмолога, ортопеда, гастроэнтеролога, невролога, стоматолога, чтобы, во-первых, выяснить, есть в состоянии ребенка слабое звено, во-вторых, вовремя заняться его коррекций. Раз уж между образованием и здоровьем выбирать сложно, надо вне учебы выполнить элементарные вещи. Например, проверить зрение, что непросто сделать во время занятий (в течение нескольких дней невозможно читать и писать), пролечить зубы, а если требуется исправлять прикус, то лучше до 1 сентября поставить брекет-системы, чтобы было время для привыкания к ним.

Накануне начала учебного года и в его первые недели надо позаботиться об укреплении иммунитета. Часто родители думают, что летом они только этим и занимались, в том числе «навитаминивали» организм, благодаря обилию фруктов и овощей. Это миф, запастись витаминами впрок невозможно, а в условиях срыва адаптации, к которому приводит перестройка образа жизни в первые дни учебы, организм нуждается в них больше, чем обычно.

Если в начале учебного года озаботиться состоянием позвоночника: провести курс массажа, позаниматься лечебной физкультурой, приобрести абонемент в бассейн, словом, выполнить индивидуальные рекомендации ортопеда или невролога по укреплению мышечного корсета, нагрузки за партой и у компьютера уже не будут угрожающими. Особенно важно это для первоклассников и на рубеже начальной и средней школы: возраст 6-7 лет и 11-13 – у девочек, 7-9, 13-15 лет – у мальчиков - это периоды бурного роста, когда мышцы и связки не успевают за быстрым ростом позвоночника и им сложно удерживать его в физиологичном положении. Поэтому даже на школьную ярмарку лучше отправляться после профосмотра и консультации врача, который расскажет, что и зачем нужно ребенку. Многие ли родители знают, что младшим школьникам обязательно нужен ранец, а его вес не должен составлять более 10 процентов от массы тела (в старшей школе допускается сумка, вес - 15 процентов)? Он должен быть не выше плеч и не ниже ягодиц, а на вырост покупать его нельзя. От правильного выбора стола и стула, настольной лампы и даже подушки зависит не только сохранение зрения и здоровой осанки, но и успехи в учебе – о них и говорить не стоит, если ребенок ничего не видит с доски и вертится за партой, потому что спине некомфортно.

© ДокторПитер