Ученые Йельского университета нашли молекулу, отвечающую за чувство голода

Открытие исследователей позволит помочь людям, которые страдают от потери аппетита, ожирения или анорексии.

13 апреля 2022
голод
Getty Images

Наши знания о том, как работает человеческий организм, продолжают пополняться новыми фактами. Например, новое открытие специалистов Йельского университета позволило узнать новые данные о том, что заставляет человека испытывать голод и набирать вес.

Так, исследователи узнали: белок аугментор-альфа, который обычно связывают с онкологическими болезнями, заставляет нас испытывать голод и переставать двигаться в случаях, когда еды нет.

«Нет еды — не трать энергию»

Ученые решили изучить роль этого белка. Для этого они провели эксперимент на лабораторных мышах. В итоге выяснилось, что аугментор-альфа активнее всего экспрессируется в клетках гипоталамуса головного мозга, которые называют нейронами агути-родственного пептида.

Именно эти нейроны играют важнейшую роль для появления чувства голода как такового. По словам профессора сравнительной медицины Фонда Джин и Дэвида Уоллесов и соавтора работы Тамаса Хорвата, без нейронов агути-родственного пептида человек просто не смог бы есть и скончался бы от голода. Поэтому ученые предположили, что аугментор-альфа принимает участие в обмене веществ.

Также авторы исследования узнали: отказ от пищи повышает экспрессию этого белка в нейронах. Если у испытуемых отключали возможность синтеза этой молекулы, они резко худели — причем вне зависимости от того, каким был их рацион.

Ученые также заметили: мыши, у которых не вырабатывается аугментор-альфа, начинают больше двигаться — даже в условиях голода, хотя обычно животные в таких случаях стараются максимально экономить энергию. Следовательно, именно этот белок участвует в формировании чувства голода и замедляет обмен веществ в случае, если еда закончилось.

- Белок как будто говорит: «У тебя нет еды, не трать так много энергии», — отмечает директор Йельского института биологии рака и ведущий автор исследования профессор Джозеф Шлезингер.

Практический смысл открытия

Лекарства, которые подавляют синтез аугментор-альфа белка, уже существуют — их используют для лечения разных видов онкологии. Новое открытие указывает на возможность использовать эти препараты для терапии метаболических нарушений, приводящих к ожирению. А если использовать медикаменты, которые стимулируют экспрессию молекулы, то можно помочь тем, кто страдает от патологической потери аппетита или анорексии.

Кстати

Каким же должен быть оптимальный вес? Кардиолог ФМБА рассказал, каким должно быть соотношение роста и массы тела человека для здорового сердца. Подробнее об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.