невнимательный ребенок
Фото
iStockphoto

«В одно ухо влетело, из другого вылетело», — так говорят о невнимательных детях. Они забывают то, что им по сто раз повторяют взрослые, буквально не слышат, что говорит учитель, путают задания, не могут сразу запомнить простые инструкции, приходят не к тому уроку и так далее.

Причем чаще всего эта детская невнимательность связана именно со слуховой информацией. В чем тут дело и можно ли улучшить ситуацию — объясняет эксперт.

Виктория Ефимова

психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена

Почему ребенок «не слышит»

— Слуховая система человека устроена очень сложно. Это не только уши, но и огромное количество путей и центров в мозге, — объяснила «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — На этом пути происходит многоуровневая переработка мозгом слуховой информации. И даже если у ребенка нет нарушений слуха, в некоторых случаях часть информации может искажаться или теряться.

Эксперт уточняет, что это происходит из-за функциональной незрелости слуховой системы.

Чаще всего это случается с теми детьми, которые перенесли внутриутробную гипоксию, — рассказывает Виктория Ефимова. — Слуховая система активно развивается еще до рождения ребенка, и она очень чувствительна к недостатку кислорода. Из-за гипоксии больше всего страдают скоростные характеристики обработки слуховой информации, а также способность воспринимать речь в шуме.

В дошкольном возрасте таким детям не нравится слушать книги, у них часто бывают логопедические проблемы. А у детей школьного возраста, у которых плохо работает слуховая система мозга, проявляются вот такие особенности:

  • ребенок не сразу откликается, когда к нему обращаются;

  • плохо запоминает инструкции, если в них более двух частей;

  • не может быстро определить, откуда доносится звук, — крутит головой;

  • часто переспрашивает «что?», а потом отвечает;

  • в шуме становится более рассеянным.

«Эффект вечеринки с коктейлем»

— Иногда трудности с восприятием слуховой информации становятся заметны у ребенка только с началом обучения в школе, — рассказывает психофизиолог. — Причем, если ребенок занимается один на один с логопедом или репетитором, проблемы со слуховым вниманием могут не проявляться. Объясняется это «эффектом вечеринки с коктейлем». Так это явление называют нейрофизиологи.

Вот в чем его суть. Даже на самом шумном празднике или концерте мы можем слушать человека, с которым разговариваем, — даже если его голос значительно тише, чем другие звуки.

— Это возможно благодаря тому, что в слуховой системе нашего мозга есть механизм, который в автоматическом режиме выделяет главный на данный момент звуковой сигнал, «приглушая» все конкурирующие звуки. Нам для этого не нужно прикладывать никаких усилий, если этот механизм работает корректно, — объясняет Виктория Ефимова.

Так вот детям, у которых плохо работает слуховая система мозга — тем самым, которые все пропускают мимо ушей, — надо приложить настоящие волевые усилия, чтобы услышать учителя, сосредоточиться на его голосе.

— Возможно, вы возразите, что школа — это все-таки не вечеринка с коктейлем. На самом деле даже в самом тихом классе уровень шума во время урока составляет не менее 60 дБ. То есть он сравним с уровнем громкости речи, — обращает внимание эксперт.

По словам психофизиолога, кричать на такого ребенка и требовать, чтобы он был повнимательнее, почти бесполезно.

— Поверьте, дети и так делают все что могут. Просто им приходится тратить на это значительно больше энергии, чем другим ученикам. Они устают — и из-за этого способность к обучению еще больше снижается, — выступает в защиту детей Виктория Ефимова.

Ребенок невнимательный — что делать?

  • Учите ребенка опираться на зрительную информацию — ему будет проще читать задание, чем слушать.

  • В учебных классах нужно свести к минимуму уровень реверберации — «эхо» еще больше затрудняет восприятие речи. Помогут ковры, шторы, пробковые доски для информации.

  • Дома во время выполнения уроков не должен фоном работать телевизор.

  • В классе ребенку будет легче воспринимать информацию на слух, если он будет сидеть напротив учителя, а не сбоку.

  • Читайте ребенку книги, даже если он не любит слушать.

  • Занятия музыкой и танцами помогают развитию слуховой системы.

  • Есть специальные аппаратные аудиотренинги, которые улучшают работу слуховой системы: метод Альфреда Томатиса, TLP, inTime и другие. Эти тренинги эффективны как для детей, так и для взрослых.