В канун Международного праздника 8 Марта принято говорить о роли женщины в обществе и семье и о том, как меняется отношение к представительницам прекрасного пола в современном мире.
«Доктор Питер» поговорил об этом с доцентом кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС.
доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат медицинских наук
Экзистенциальная проблема бытия
— Роль женщины в обществе и семье вызывает множество споров и суждений. Тема женской роли была интересна и Флоберу, и Льву Толстому, и Булгакову… — говорит доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС кандидат медицинских наук Светлана Молчанова. — Женщины обсуждались, осуждались и обожествлялись, становились жертвами и заложниками интересов мужчин, часто сами искали себе жертв.
Независимо от социальных изменений основными событиями в жизни девушки и женщины были замужество и рождение детей. Краткий период расцветающей сексуальности быстро заканчивался браком. Практически за всю историю человечества женщины не имели значимой возможности влиять на эти основные события собственной жизни.
— Беременность, роды и опасности, сопровождаемые болью, страхом и риском для жизни, становились для женщины экзистенциальной проблемой бытия, — отмечает эксперт. — Сексуальные отношения не подразумевали удовольствия или психологической разрядки, были достаточно жестко регламентированы религией и общественной моралью. Возникающая затем беременность рассматривалась часто как страдание или испытание.
Побочные эффекты женской свободы
— Впервые отношения мужчины и женщины претерпели исторические изменения в революционной России, — продолжает Светлана Молчанова. — Отмена церковного брака в декабре 1917 года привела к появлению новой формы союза мужчины и женщины — гражданского брака в государственных органах. Достаточно было достижения брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет мужчин) и взаимного согласия будущих супругов.
Тогда же был принят декрет «О расторжении брака» — бракоразводные дела переданы в ведение местных судов. До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода или Папы Римского. Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом. Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.
— Освобожденная женщина, однако, не могла забыть о репродуктивной функции. Идеология формировала образ социально одобряемой женщины — матери-труженицы — и навязывала его как единственно правильный, — говорит эксперт.
Но у активного включения женщины в трудовой ресурс страны оказался «побочный эффект» — снижение рождаемости. Это привело к запрету абортов, действовавшему в СССР с 1936-го по 1955 год.
— Результатом этого закона стало увеличение криминальных абортов, сопровождавшееся серьезным вредом для здоровья женщин, — отмечает Светлана Молчанова.
Женщины после войны
— Официальная роль женщины в военное и послевоенное время была преимущественно социальной — труженица тыла, санинструктор на фронте и связистка, мать и жена, ждущая воина, — рассказывает социолог. — Однако никто не отменял военно-полевых романов, появление детей от случайных связей, наличие внебрачных связей. Причем ситуация с фактическим разрушением официальных брачных отношений носила массовый характер.
В 1944 году в СССР были приняты указы о запрещении установления отцовства детей, рожденных вне брака, и о признании брака только у пар зарегистрированных. Сожителей призывали немедленно оформить отношения.
Поиск баланса и женщина-праздник
— 1960-е годы стали для женщин периодом поиска баланса между материнством и трудовыми подвигами, между личным и общественным, — продолжает Светлана Молчанова. — Увы, и в этот раз результатом стало значимое увеличение абортов: в 1969 году эта цифра достигла 6 млн, отмечался и рост числа разводов, психологических травм, внутренних конфликтов. Поколение женщин, которым в 1960-е было двадцать пять или тридцать, желало красоты, радости, ярких красок и веселья, красивых мужчин и любви.
Это было невероятное поколение женщин, которые были очаровательны вопреки дефициту, безденежью, маленьким квартиркам с неудобной мебелью, предрассудкам старших и неуважению начальства.
— Это были женщины-праздники в кримпленовых платьях, широкополых шляпах, туфлях на каблуках. Они блистали в семидесятые в широких брюках и ярких рубашках, с крупными бусами на шее и серьгами-кольцами в ушах, — говорит эксперт. — Конечно, они беспокоились о том впечатлении, которое они производили, но уже имели мужество противостоять ратиновым пальто и шапкам-пирожкам. И, увы, передавали подругам по несчастью заветный домашний телефон врача-гинеколога, «который все сделает без последствий».
Эволюция семейной архитектуры
— Именно эти женщины в 1990-е взяли в руки клетчатые сумки и на карго-самолетах полетели в Турцию и Италию, на поездах поехали в Польшу, — рассказывает Светлана Молчанова. — Их мужчины при этом часто боялись летать или стеснялись стоять на рынке, а со временем и вовсе осели дома в качестве «охранника».
Именно в Италии и Турции наши смелые женщины почувствовали себя по-настоящему ценными и красивыми, их не осуждали — ими восхищались.
— Дома у них подрастали дети, старели мужья, ворчливо жалуясь на новый навороченный смеситель или модный матрас и уже не претендуя на свободное время второй половины. Домашний телефон гинеколога сменился мобильным, его номер стал одним из многих полезных — где-то после ветеринарного врача, — говорит Светлана Молчанова.
Наблюдая быструю эволюцию семейной архитектуры, дочери и сыновья этих женщин начали выбирать карьеру, брак равных и развивающихся, растущих вместе — хотя бы на какой то период.
— Препараты контрацепции заняли место в сумочке дочери, а в карманы своих подросших сыновей мамы сами клали цветные кругляшки, надеясь, что их ребенок не станет «причиной бед и несчастий для девочек». Слишком сильны были собственные воспоминания, — отмечает эксперт.
Когда мир опять изменился
— Что же мы можем рассказать о внучке той самой девушки из 1960-х? Она хорошо разбирается в тонкостях макияжа, знает о методах контрацепции, любит деньги и неохотно ими делится. Она любит родителей и не очень стремится с ними расстаться. Она готова играть в любовь лишь до тех пор, пока эта любовь не испортит ей настроение. Она мечтает путешествовать и заниматься любимым делом, она нетерпима к проявлениям сексизма на работе, но не против, если ей помогут надеть пальто, — продолжает Светлана Молчанова. — О, она даже празднует 8 Марта, хотя суть этого праздника ей не очень понятна. И, наверное, она нащупала тот баланс, который так мучительно искали ее бабушка и мама.
Но мир опять изменился. И эволюция продолжается…