Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Одежда, которую мы носим, делает нас лжецами или супергероями — как это работает

Удивительно, но факт — тот наряд, который мы выбираем, влияет не только на настроение, но и на наше поведение и характер. Как именно? Вот какие выводы сделали исследователи на примере конкретных видов одежды.

21 октября 2022
одежда поведение
Источник:
IStockphoto

Вы — это то, что вы носите

Существует теория «воплощенного познания». Ее идея в том, что наш разум тесно связан с телесными ощущениями — например, когда мы держим карандашик в зубах так, что на лице появляется подобие улыбки, у нас улучшается настроение. А уколы ботокса способны снижать уровень депрессии — потому что мимические мышцы посылают мозгу определенные сигналы.

Именно поэтому важно и то, что именно вы надеваете каждый день, выходя из дома, или носите в рутинном режиме. Одежда влияет не только на настроение, но и на наше поведение и на то, какие решения мы принимаем. Это доказали ученые.

Медицинский халат помогает сосредоточиться

Исследователи Хайо Адам и Адам Галински из Северо-Западного университета в Иллинойсе провели серию экспериментов, в которых выясняли, как одежда влияет на человека.

Студентам предлагали надеть лабораторный халат или повседневную одежду, а затем провели тест на избирательное внимание — то есть надо было отключиться от несущественных деталей и сосредоточиться на том, что важно. В итоге студенты в халатах лаборантов делали в два раза меньше ошибок, чем те, кто был в обычной одежде.

В другом эксперименте студентов разделили на группы и дали тест на устойчивое внимание — то есть надо было оставаться непрерывно сосредоточенным на том или ином объекте. Одним участникам эксперимента при этом предложили надеть халаты врача, а другим — халаты художника. Лучше справились с заданием те, кто был в «костюме доктора». Но на самом деле халаты были абсолютно одинаковыми. Исследователи назвали способность одежды влиять на наши психологические процессы «облаченным познанием».

Подделка делает нас нечестными

Когда мы носим подделки известных брендов — фальшивые Prada и Gucci, мы и сами врем другим — пытаясь показать, что богаче и успешнее, чем есть на самом деле. И эта ложь формирует наше сознание и поведение, доказали ученые в исследовании

Его участникам предложили надеть очки Chloé, но одним сказали, что аксессуар настоящий, а другим — что это подделка. На самом деле очки были абсолютным оригиналом. Далее участникам эксперимента предложили решать задачки по математике и «выплачивать» себе определенные суммы денег за правильные ответы. Так вот 70% тех, кто думал, что носит поддельные очки, мошенничали и начисляли себе больше денег, чем положено. А в группе тех, кто был в оригинальных очках, обманщиков оказалось всего 30%.

Кроме того, люди, покупающие подделки, чаще склонны считать и других обманщиками. Это доказал другой эксперимент — этим же участникам предложили рассказать о своих знакомых. Те, кто думал, что очки на нем — фальшивка, чаще говорили о друзьях плохо и описывали их как нечестных людей.

Официальная одежда заставит думать как босс

Такой наряд ассоциируется с протокольными мероприятиями и высоким статусом. Поэтому, когда мы надеваем костюм-тройку, галстук, белую рубашку или деловой наряд, мы склонны и думать о себе как о человеке, более высокого статуса. Это подтверждают и исследования — люди, одетые официально, называют себя образованными, пунктуальными, требовательными и даже менее дружелюбными.

Еще одно исследование выяснило, что официальная одежда усиливает склонность к абстрактному мышлению. А это весьма актуальное качество для тех, кто занимается стратегическим планированием. Так, в рамках исследования люди в официальной одежде классифицировали верблюда как средство передвижения, а те, кто был одет в повседневном стиле, упрощали его до животного.  

Дорогая одежда делает нас эгоистами

В исследовании 2015 года ученые выясняли, как ведут себя женщины, которые носят новую дорогую сумочку от люксового бренда, и те, что довольствуются более дешевым аналогом с рынка. Первые, когда им предложили выбор, поддержали более низкие налоги для богатых людей и предприятий.

Ученые сделали вывод, что дамы в шикарных нарядах склонны отдавать предпочтение тем политикам, которые позволят им сохранить свои деньги и статус.

В другом исследовании женщины, которым дали дорогую сумку, с большей вероятностью были способны занять чужое парковочное место или пройти вне очереди в кофейне. Но они охотнее жертвовали деньги на благотворительность — но только если это делалось публично и укрепляло их статус.

Униформа заставляет вести себя стереотипно

Униформа невольно заставляет вести себя именно так, как по нашему представлению и должен вести себя человек определенной профессии, надевший такую одежду.

В исследовании люди, которые думали, что на них надета униформа медсестры, были более эмпатичными, проявляли больше сочувствия и помогали другим. А люди в форме уборщицы (это была та же самая одежда) не проявляли таких качеств.

В исследовании 2019 года участникам предложили играть в «стрелялку» на компьютере: одной группе разрешили остаться в своей одежде, другой — в униформе полицейского. В итоге примерившие на себя роль правоохранителя чаще в игре стреляли в безоружных гражданских подозреваемых. Правда, был нюанс — изначально эти люди в целом были склонны идеализировать реальных полицейских. Те же, кто считал, что полиция в целом злоупотребляет властью, не проявляли склонности стрелять в безоружных.

Костюм супергероя прибавляет сил и уверенности

Психолог Карен Пайн из Университета Хартфордшира в своей книге «Задумывайся, что ты носишь: психология моды» описала эксперимент. Студентов попросили надеть футболку с изображением Супермена, а потом задали им вопрос, как они себя чувствуют.

Оказалось, футболка неожиданным образом прибавила ребятам самоуверенности и ощущения, что они сильнее и умнее других. Это, кстати, доказали и пройденные ими тесты — студенты в футболках с Суперменом по умственным способностям превзошли своих сокурсников в простых рубашках.

Черная одежда делает нас агрессивными

Это известный стереотип — черную одежду носят злодеи. Поэтому многие подсознательно считают, что люди, которые любят черное, далеко не добряки и, облачившись в черное, ведут себя соответствующим образом.

В одном из исследований ученые выяснили, какой эффект оказывает черная форма на профессиональных спортсменов. Оказалось, что игроки команд, одетые в черное, были более агрессивными, чем те, кто носил форму других цветов. 

Ранее «Доктор Питер» рассказывал, как, по мнению психолога, цвет вашей одежды влияет на то, что о вас думают люди.