нет денег
Фото
IStockphoto

Почему одни люди постоянно нуждаются в деньгах и еле дотягивают до зарплаты, а у других с финансами нет никаких проблем? Психологи уверяют, отношение к средствам формируется с раннего детства — когда ребенок еще видит мир через призму восприятия собственных родителей, бабушек и дедушек.

Особенно важным периодом для будущих денежных установок считается детский возраст до 6 лет. Именно то, что слышал, видел и наблюдал ребенок тогда, проявится потом в его взрослой жизни по отношению к заработку, собственности и финансам в целом.

Психологи рассказали «Доктору Питеру», какие установки привлекают деньги, а какие отталкивают и что за травмирующие события из детства «лишают» нас материального благополучия во взрослом возрасте?

Алена Арлеанская
Алена Арлеанская
психология

нейропсихолог, реабилитолог

Мама диктует правила

- Ребенок не имеет своего мнения и опыта, он воспринимает мир в тех красках, какими рисуют его мама и папа, — рассказывает психолог Алена Арлеанская. — Был у меня такой наглядный пример — в семье взрослые дети никак не могут начать активно двигаться по жизни, найти хорошую работу, войти в любящие отношения. У каждого есть какая-то конкретная выдуманная им схема продвижения к счастью. Но почему-то ни одна не работает. Девушка хочет разбогатеть, выйдя замуж. Юноша строит планы афер, а не планомерного построения карьеры. Выяснилось, что мама им в детстве все время говорила о том, что они нищеброды, что им никогда не стать состоятельными, своим трудом не заработать денег, а жизнь — тяжелая и страшная вещь.

Основная информация о мире из уст матери и отца записывается на подкорку подсознания и в итоге человек выбирает навязанную ему схему движения.

- Ребенок на биологическом уровне очень сильно зависим от матери, эта связь будет сильна на протяжении всей жизни, — отмечает Алена Арлеанская. — Самые большие проблемы и самые большие плюсы мы получаем именно от своих матерей. Поэтому и считается, что здоровое общество определяется психологическим здоровьем матери.

Что привлекает деньги

  • мотивация — зачем именно они нужны;

  • идея;

  • любовь к жизни;

  • бережное отношение к финансам;

  • движение — деньги должны работать;

  • уверенность в их получении.

- Когда человек идет к своей цели (деньги — это только средство, а не цель), то весь мир встает ему на помощь. Поэтому необходимо поменять отношение к деньгам, к миру и к самому себе. И помнить что везде работают законы физики, химии и математики. Пока человек развивается, у него есть шанс наработать новую систему мышления и получить за это приз.

Что отталкивает деньги

  • жажда наживы, постоянное желание получить все больше и больше;

  • равнодушие к деньгам;

  • постоянное оценивание (сравнение — у кого лучше или хуже);

  • отсутствие удовольствия при их получении;

  • боязнь их тратить.

Позитивный и негативный сценарий

Татьяна Беляева
Татьяна Беляева
психология

семейный психолог, бизнес-тренер, системный психотерапевт, коуч-аналитик, супервизор

- Все финансовые основы, а также отношение к собственности как таковой, закладываются в возрасте до 6 лет, затем мы лишь совершаем надстройку и усовершенствование уже установленных «программ» на сформированный базис психики, — уверена психолог Татьяна Беляева. 

Очень многое зависит от опыта отношений с самой первой собственностью ребенка — игрушками, подарками, личными вещами, пространством в доме, уточняет эксперт. Важно и то, кто зарабатывает деньги в семье и принимает финансовые решения, имеет ли дело с деньгами ребенок.

Нынешнее поколение детей, рожденных в 2000-е, почти не имеет финансового опыта, в отличие от их родителей, которые в 80-е годы ходили в булочную за хлебом чуть ли не с садика.

- Многое зависит от того, записался детский опыт в финансовый сценарий человека как позитивный или как негативный, — говорит психолог. — Чем больше было простоты и принятия решений в отношении личной собственности ребенка, тем более свободен он будет в вопросах финансов и собственности, когда вырастет.

Травмы из детства

Гульнара Салимова
Гульнара Салимова
психология

психолог

- Стоит понимать, что в денежных установках важен не только пример наших родителей, все гораздо глубже, — обращает внимание психолог Гульнара Салимова. — Родители действуют на основе поведения их родителей, а их родители на основе своих, получается, что дети могут учиться обращению с деньгами даже не у своих родителей, а например, у прабабушки или у более раннего поколения. ⠀

В каждом роду есть свои какие-то события (чаще травматичные), которые запускают определенные стратегии-программы как способ выживания — и они передаются на генетическом уровне, даже если сейчас они уже нерабочие и устаревшие.

Стратегии выживания

  • излишнее накопление (старое и ненужное продолжает накапливаться, а вдруг голодные времена и дефицит — пригодится),

  • излишнее расточительство (деньги иметь опасно для жизни, лучше потратить),

  • излишняя трата денег на украшательства и одежду (желание быть проявленным, признанным — так безопасно),

  • излишняя трата денег на бесконечное обучение (деньги можно потерять, знания всегда останутся),

  • страх зарабатывать (придут и отнимут, лишат жизни — раскулачивание),

  • страх потратить/потерять деньги — это опасно для жизни,

  • страх выбиться в люди и заработать, когда все родственники и окружение не зарабатывает.

- Наличие у родителей каких-то негативных программ в отношении денег не говорит о том, что они обязательно включатся у ребенка или у взрослого — независимо от того произошло травмирующее событие или нет. «Включение» происходит в зависимости от психологической особенности и предрасположенности личности — на кого-то это повлияет, на кого-то нет, — говорит психолог.

Какие события в детстве влияют на отношение к деньгам

  • ребенку не разрешают тратить свои накопленные/подаренные деньги по своему усмотрению — пропадает желание зарабатывать или возникает излишнее расточительство (пока не отобрали)

  • ребенка заставляют делиться своими личными вещами — во взрослой жизни может быть потребность обеспечивать всю родню или появится желание бежать от ответственности,

  • ребенку не дают выбора — получается сомневающийся взрослый, который не знает как реализовываться и как зарабатывать или взрослый, который идет к цели, не слушая никого,

  • ребенку рубят всю инициативу на корню — вырастает послушный взрослый, который работает в найме и согласен на низкий заработок, или — взрослый-бунтарь, который спускает все заработанные деньги и ведет разгульную жизнь,

  • высокие требования к ребенку — взрослый боится совершить ошибку и не начинает что-то самостоятельно, зависим от окружающих, или наоборот — делает сверхмного и добивается результата.