Пандемия разделила жизнь на до и после. Большинство людей всеми силами стремятся вернуться в докоронавирусную эпоху, где не было вирусов, опасности и ограничений. Однако есть предположения, что новая коронавирусная инфекция — не самое страшное, что нам удастся пережить. На интеллектуальном марафоне, которое организовало общество «Знание» заместитель председателя правительства по социальной политике, труду, здравоохранению и пенсионному обеспечению Татьяна Голикова заявила, что нынешняя пандемия, вероятно, не последняя.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Год назад мы были в другом мире — мире остановленной жизни. Но сегодня, несмотря на то что пандемия не закончилась, весь мир стремится вернуться к тому укладу, который был до пандемии. Да, мы научились чему-то новому, умеем быстро принимать решения, но жизнь в обществе, общение, социум — остаются самым главным.
К сожалению, COVID-19, наверное, не единственная пандемия, эпидемия, с которой нам придется встретиться. Чтобы избежать социально-экономических последствий, остановки общества в правительстве разработали программу «Санитарный щит».
Вы помните, с чего начинались ограничения — с закрытия границ. Сейчас страны открываются, но довольно неохотно, с настороженностью относятся к тем, у кого появляются новые штаммы, растет количество заболевших. Одним из этапов программы «Санитарный щит» будет организация экспресс-диагностики на любой вирус во всех пунктах пропуска по периметру госграницы к концу 2021 года. Это экспресс-тесты, которые будут доступны для населения. Результат можно будет получить через 60 минут на грипп и ковид.
До 2024 года должен заработать Международный центр реагирования на эпидемии с четырьмя лабораториями. Их работа будет направлена на то, чтобы быстро выявить и секвенировать вирус, если он для нас неизвестен.
Мы перед собой ставим задачу, чтобы такое секвенирование произошло за 24 часа. Сейчас за это время мы распознаем только часть вируса. Небольшую часть. Для чего мы ставим такую задачу? Чтобы за срок до четырех дней создать тест-системы. Мы создаем лаборатории, где будет доступна расшифровка инфекций.
Также в планах у нас 15 лабораторий высокого уровня, где можно работать с вирусами и бактериями 1 и 2 группы патогенности — очень заразные, приводящие к смертельному исходу болезни. Например, у ковид — 2 группа патогенности. Сейчас подобных лабораторий три. Почему же это важно для страны? Чтобы быстро расшифровывать и реагировать на угрозу. К 2030 году таких лабораторий должно быть около 30. Чтобы, в том числе, в короткий срок разрабатывать вакцину.