Память относится к высшим мозговым функциям. Есть память зрительная, слуховая, обонятельная. Однако, по словам неврологов, конкретных зон в головном мозге, которые бы отвечали за память, так и не нашли. А значит, запоминание — это цельная работа всего органа.
Но, как оказалось, в нашем организме не только мозг способен хранить информацию. Группа ученых обнаружила, что клетки других частей тела также могут запоминать и даже чему-то учиться.
Изначально авторы хотели понять, помогают ли запоминанию клетки, которые не относятся к мозгу. Есть такое известное неврологическое свойство — эффект распределения. Благодаря этому эффекту, мы лучше запоминаем информацию, если изучаем ее через определенные промежутки времени, а не за один раз, пытаясь все зазубрить.
Ученые Нью-Йоркского университета воспроизвели обучение с интервалами на клетках почечной и нервной ткани. Подобно клеткам мозга, их подвергали воздействию различных сигналов. В ответ на это немозговые клетки включили ген памяти — тот же ген, который активируют клетки мозга, когда они меняют структуру своих связей для формирования воспоминаний.
Чтобы отследить этот процесс, ученые сконструировали немозговые клетки, добавив особую функцию. Как только включался ген памяти, они вырабатывали светящийся белок, подавая таким образом сигнал.
Результаты показали, что немозговые клетки могли определять, когда химические импульсы повторялись, а не просто продлевались, — точно так же, как наши нейроны способны различать, когда мы учимся с интервалами, а когда зубрим материал за один раз. И здесь авторы снова подтвердили проверенный временем совет: лучше учить понемногу, но с повторениями, чем пытаться освоить всю информацию за день.
«Когда импульсы подавались через равные промежутки, немозговые клетки активировали „ген памяти“ сильнее и на более длительное время, чем когда те же самые импульсы подавались сразу», — рассказывают авторы.
Ученые отмечают: их работа не только открывает новые способы изучения памяти, но и указывает на потенциальные преимущества для здоровья.
«Способность учиться на основе интервальных повторений может быть фундаментальным свойством всех клеток, —
В будущем нам стоит относиться к нашему телу больше как к мозгу.
Например, рассмотреть, что наша поджелудочная железа запоминает схему прошлых приемов пищи, чтобы поддерживать здоровый уровень глюкозы в крови. Или учесть, что раковая клетка помнит о схеме химиотерапии».
По словам Кукушкина, исследование также открывает новые возможности для понимания того, как работает память, и, возможно, в будущем поможет найти лучшие способы обучения и лечения проблем с когнитивными функциями.