Петербургские ученые доказали: дети не понимают, что читают

13:46, 07.03.2014 / Верcия для печати / 1 комментарий

На Петербургском семинаре по когнитивным исследованиям доктор психологических наук, психиатр и логопатолог Александр Корнев рассказал, как дети учатся читать и что изменилось в психологии чтения у детей за последние 30 лет.  

Петербургские ученые доказали: дети не понимают, что читают
Фото: фото с clip.dn.ua
По словам Александра Корнева, в процессе чтения нужно выделять две части: языковую и когнитивную (сознательную). Сначала дети овладевают алфавитом, а потом переходят на более сложные уровни, ключевым моментом в овладении языком является чтение, то есть осознание текста. Однако, по словам логопатолога, многие дети вопреки учебной системе осваивают сначала слово целиком – запоминая его визуально, пропуская в процессе освоения побуквенное или послоговое чтение. При этом, по его словам, такие дети учатся читать, не зная алфавита.
 
Существует два подхода к изучению чтения, и они дают разные результаты. Первый – отношение к чтению как к техническому навыку. Второй – чтение как вид деятельности, а не просто перевод из графического вида в фонологической. Важным элементом этого процесса является декодирование. После того, как оно происходит, слово фонологическое соединяется с ментальным лексиконом, происходит смысловой синтез на фразовом, текстовом и метатекстовом уровне.
 
Первые два-три года основной механизм освоения чтения для детей – пошаговый. В первом классе часть детей читает по буквам, и потом, услышав, что получилось, называет слово целиком. Синтез происходит только после озвучивания. При этом мало изучен вопрос, является ли обязательным при обучении  чтение вслух. Действительно ли это полезно или же дело в педагогических методиках. Возможно, при незрелом навыке озвучивание действительно становится дополнительной опорой для осознания того, что именно прочитал ребенок.
 
Ученые также провели исследования, чтобы выяснить способности к пониманию текстов детьми 2-6 классов. Эксперимент был поставлен в московских и петербургских школах дважды: в 1983 и 2009 годах. Результаты поразили ученых. Прошло меньше 30 лет, но дети практически перестали понимать тексты. Психиатры предположили, что это связано с методиками учителей: в школах из года в год уделяется большое внимание скорости чтения, и дети понимают, что вчитываться и осознавать уже не обязательно. В целом это приводит к снижению концентрации и слабых способностях к чтению в старших классах и взрослом возрасте.
 

© Доктор Питер

Рубрики: Образ жизни, Психиатрия

1 комментарий Оставить комментарий

Вполне согласна, что скоростное чтение в начальных классах приводит к непониманию прочитанного. Но учителя на это не обращают внимание и ставят тем детям, которые читают медленно, двойки. Учителя старших классов тоже хватаются за голову т.к. обучающиеся прочитав условия задач по математике либо по физике не могут понять смысл. Учителю приходится иногда все разжевывать и все это не понимание идет с начальных классов от скоростного чтения. И не кому до этой проблемы нет дела.

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.


Самое обсуждаемое

Самое читаемое

  • Лахта Клиника на Ковенском
    Современная клиника в центре города. Настоящий островок грамотной актуальной медицины. Просто даже если посмотреть список врачей, которые там...
    5.0 Отзыв от 27 августа 2020 г. 09:21
    Читать дальше
  • Академия красоты Ирины Хрусталевой
    Спустя почти полгода после операции наконец-то дошли руки написать отзыв. Я делала эндоскопический лифтинг 2/3 и блефаропластику. К операции...
    5.0 Отзыв от 24 августа 2020 г. 17:15
    Читать дальше
  • Городская больница №33
    В больнице есть коронивирус моя бабушка там заразилась ее раньше времени выпи сали. В итоге заболела короной.Теперь болеет мама заразившись от...
    3.2 Отзыв от 19 августа 2020 г. 21:52
    Читать дальше
Читать все отзывы

Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×