Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Петербургские ученые доказали: дети не понимают, что читают

На Петербургском семинаре по когнитивным исследованиям доктор психологических наук, психиатр и логопатолог Александр Корнев рассказал, как дети учатся читать и что изменилось в психологии чтения у детей за последние 30 лет.  

7 марта 20141
Петербургские ученые доказали: дети не понимают, что читают
Источник:
фото с clip.dn.ua

По словам Александра Корнева, в процессе чтения нужно выделять две части: языковую и когнитивную (сознательную). Сначала дети овладевают алфавитом, а потом переходят на более сложные уровни, ключевым моментом в овладении языком является чтение, то есть осознание текста. Однако, по словам логопатолога, многие дети вопреки учебной системе осваивают сначала слово целиком – запоминая его визуально, пропуская в процессе освоения побуквенное или послоговое чтение. При этом, по его словам, такие дети учатся читать, не зная алфавита.

 

(Как сказки помогают лечить детскую душу, читайте здесь)

Существует два подхода к изучению чтения, и они дают разные результаты. Первый – отношение к чтению как к техническому навыку. Второй – чтение как вид деятельности, а не просто перевод из графического вида в фонологической. Важным элементом этого процесса является декодирование. После того, как оно происходит, слово фонологическое соединяется с ментальным лексиконом, происходит смысловой синтез на фразовом, текстовом и метатекстовом уровне.

 

Первые два-три года основной механизм освоения чтения для детей – пошаговый. В первом классе часть детей читает по буквам, и потом, услышав, что получилось, называет слово целиком. Синтез происходит только после озвучивания. При этом мало изучен вопрос, является ли обязательным при обучении  чтение вслух. Действительно ли это полезно или же дело в педагогических методиках. Возможно, при незрелом навыке озвучивание действительно становится дополнительной опорой для осознания того, что именно прочитал ребенок.

 

(Как чтение помогает сохранить ясный ум до старости, узнайе здесь)

Ученые также провели исследования, чтобы выяснить способности к пониманию текстов детьми 2-6 классов. Эксперимент был поставлен в московских и петербургских школах дважды: в 1983 и 2009 годах. Результаты поразили ученых. Прошло меньше 30 лет, но дети практически перестали понимать тексты. Психиатры предположили, что это связано с методиками учителей: в школах из года в год уделяется большое внимание скорости чтения, и дети понимают, что вчитываться и осознавать уже не обязательно. В целом это приводит к снижению концентрации и слабых способностях к чтению в старших классах и взрослом возрасте.

 

(Как не испортить зрение, постоянно работая за компьютером, читайте здесь)

© ДокторПитер