Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ковид разбушевался в Бурятии, Сибири и на Дальнем Востоке: во всем винят загадочный новый штамм

Третья волна эпидемии приковала все внимание к Москве и Петербургу, где каждый день фиксируют антирекорды по заболеваемости и смертности. Но по мнению аналитиков, главная беда — в Бурятии. Именно там худшая на сегодня ситуация с эпидемией.

28 июня 202112
коронавирус третья волна
Источник:
Getty Images
Александр Драган
Эпидемиология

аналитик открытых данных, маркетолог

В Бурятии хуже всех

- За месяц госпитализации в Бурятии выросли в 10 раз: если 22 мая в больницах лежало 304 человека, то 24 июня — уже 2963, — рассказал «Доктору Питеру» Александр Драган. — В регионе уже 300 госпитализированных на 100 тысяч населения — и это больше, чем где-либо еще. Для сравнения, в Москве около 120 пациентов на 100 тысяч населения, а в Петербурге — около 160. Ситуация в Бурятии сильно хуже, чем осенью: тогда на пике в больницах лежало 2,3 тысячи человек, и от 300 госпитализированных к 2 тысячам республика шла 3,5 месяца. Сейчас это произошло в разы быстрее.

То, что там происходит сейчас — настоящий коллапс: стремительный рост заболеваемости продолжается, а резервов уже нет. Еще две недели назад в Улан-Удэ разворачивали койки даже в гостиницах — теперь, как говорит глава Бурятии, койки разворачивать негде. В регионе на борьбу с ковидом мобилизовали всех врачей: даже стоматологов, даже медиков частных клиник, даже студентов старших курсов мединститута. Есть проблемы и с запасами кислорода. А только на пациентов на ИВЛ в сутки расходуется 20 тонн кислорода.

С 27 июня по 11 июля в Бурятии введен режим жесткого локдауна. Это первый российский регион, который пошел на столь крайние меры во время третьей волны эпидемии. Запрещена деятельность практически всех предприятий, за исключением жизнеобеспечивающих служб, продуктовых магазинов, аптек, ЖКХ и пр. Дети до 14 лет смогут выходить на улицу только в сопровождении взрослых. В Бурятии вводится повсеместный масочный режим.

- Ситуация тяжелая, — написал на своей странице в Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация) (продукт запрещенной в России экстремистской организации Meta) глава Бурятии Алексей Цыденов. — Главная проблема — это нехватка больничных мест, нехватка врачей и растущая смертность от ковида. Уже сейчас весь медперсонал работает с огромной перегрузкой, без выходных, многие вообще без выезда домой. Больше 3 тысяч коек занято. У нас уже пять дней подряд в день от ковида умирает 20 и более человек! В сутки уходит почти 20 тонн (ТОНН!) кислорода. Это показывает насколько тяжело дышать больным. Баллоны с кислородом в больничных системах не успевают переставлять. Уже спортсмены пришли на помощь, помогают переставлять баллоны, поскольку они тяжелые, переносить их медперсонал уже не может.

Алексей Цыденов, глава Бурятии

Безусловно, долго так продолжаться не может, наши медики пусть и с железной волей, но, к сожалению, сами не железные просто поломаются и физически, и морально. И тогда вообще нас некому будет лечить.


Как сообщает «Байкал-Dailу», карантин стал единственным возможным выходом. Вводимые ранее полумеры (вроде закрытия парков, фудкортов или ограничения времени работы общепита и ТРЦ) не повлияли на заболеваемость. В итоге сейчас Бурятия пришла к тому, что больницы переполнены, мест скоро не будет вовсе — несмотря на поспешное разворачивание резервов. Алексей Цыденов назвал две недели локдауна «не временем ограничений, а временем нашей гражданской ответственности».

- Поэтому — локдаун! Две недели дома! Да, неудобно! Да, жара! Да, скучно! Да, родня зовет приехать! Да, страдает бизнес! Да, потеря в доходах! Да, никто не отменял кредитов и прочих счетов! Да, дети дома выносят мозг! Но в итоге! Раздраженные и недовольные, но живые! Родня обиженная, но живая! С просевшим бизнесом, но живые! С долгами, но живые! Злые дети, но живые! Если жив, если здоров, то все остальное поправимо! — призвал он.

+2

- Уже сейчас смертность от ковида в Бурятии бьет рекорды — умирает по 20−23 человека в сутки. Это как если бы в Петербурге умирало по 130-140 человек, — рассказывает Александр Драган. — И это даже не пик смертности. Это даже не пик заболеваемости и госпитализаций, регион продолжает подъем.

Эпидемию спровоцировало «что-то свое»

Почему первой «вспыхнула» Бурятия, неизвестно. В социальных сетях еще с начала июня бродят слухи о грозном «якутском штамме», который якобы был «выращен» в Якутии и оттуда распространился на соседние регионы. Но в министерстве здравоохранения Якутии опровергают информацию о появлении «якутского штамма»: «циркуляций новых мутаций вируса, за исключением ранее распространившихся и недавно завезенного британского штаммов, не зафиксировано», — заявили в ведомстве.

- Судя по тому, что быстрый рост в Бурятии начался уже в середине мая, раньше, чем в обеих столицах, а связанность с другими регионами у Бурятии невысокая — это наверняка не штамм «Дельта», а что-то свое, — считает Александр Драган. — Отдельный вопрос, откуда это «что-то» пришло в Бурятию: это могла быть либо Монголия, которую в апреле накрыла первая волна эпидемии, а могла быть Якутия. Именно с Сахи начался рост на Дальнем Востоке.

В Якутии ситуация резко ухудшилась уже в начале мая — так, что власти были вынуждены впервые за всю эпидемию открыть в стационарах дополнительные места для детей, в мае здесь серьезно растет заболеваемость среди детей и беременных.

- Самое неприятное, что мы не знаем, что именно сейчас гуляет по Бурятии и по соседним регионам. Мы не понимаем, что за штамм привел к такому пожару и чего от него ожидать. В базе GISAID есть всего 10 образцов из Бурятии и 5 из Якутии, и последние образцы были загружены еще в марте 2020-го, — говорит эксперт.

«Темпы эпидемии только разгоняются»

Помимо Бурятии, прямо сейчас полыхают уже весь Дальний Восток и Сибирь. И динамика во всех регионах — кошмарная: мы такого еще не видели, ни в первую волну, ни во вторую, рассказывает эксперт.

- В Иркутской области за 3,5 недели госпитализации выросли в 3,3 раза — регион за считанные недели взлетел и почти добрался до своего осеннего пика. В Хакасии за те же 3,5 недели все выросло в 4,5 раза, еще неделя — и коечный фонд будет загружен сильнее, чем на пике в декабре. В Новосибирской области рост госпитализаций за месяц — 2,8 раза, и темпы с каждой неделей растут — волна эпидемии только разгоняется. Высокая волна накрывает Алтайский край: занятый коечный фонд вырос в те же 2,8 раза за считанные три недели — и, если на прошлой неделе прирост был 37%, то сейчас — уже почти 70%. Ухудшается ситуация по всем сибирским регионам — спокойных уже не осталось, — говорит Драган.

Ковид разбушевался в Бурятии, Сибири и на Дальнем Востоке: во всем винят загадочный новый штамм
Источник:
Getty Images/iStockphoto

Не лучше ситуация и на Дальнем Востоке. Растут Приморье, Забайкалье, Хабаровский край. Стремительно разгоняются Приамурье, Сахалин, Магадан, где закончились даже реанимационные койки. На Камчатке госпитализации выросли в 5,3 раза за последние 25 дней, и это не предел: рост продолжается. В Еврейской автономной области сильно выросла нагрузка на скорые и полностью заполнился госпиталь — сейчас здесь готовятся развернуть еще один. Заболеваемость пошла в рост даже на удаленной Чукотке.

По словам Александра Драгана, ситуация ухудшается так стремительно, что регион, который сейчас выглядит благополучным, уже через две недели может «коллапсировать» и бить рекорды второй волны.

- Впрочем, благополучных регионов в стране уже не осталось, — уточняет эксперт. — Растут все. Но пока еще не во всех начался взрывной рост: где-то разгон только начинается.

Благополучных регионов в стране уже не осталось.

Тем временем

Петербург: в ковидных больницах лежит уже 9 тысяч человек

- Петербург по-прежнему скрывает данные, — говорит Александр Драган. — Комздрав перестал публиковать данные о заболеваемости, диагностике, госпитализациях и коечном фонде со 2 июня — и до сих пор этих данных нет. Поэтому о тяжести ситуации приходится судить по выступлениям чиновников и по косвенным сигналам вроде бесконечных очередей из скорых и пациентов, лежащих в коридорах и даже на полу в больницах.

Известно, что в Петербурге на прошлой неделе госпитализировали по 800-900 человек — то есть около 6 тысяч в неделю. Это уже на 20% выше пиков первой волны: тогда, в прошлом июне, в больницы попадало максимум 5 тысяч человек за неделю. И это — практически уровень осенней волны: на осеннем пике в Петербурге госпитализировали по 6,1 тысячи человек за неделю. Только осенью госпитализации росли до такого уровня на протяжении трех месяцев — сейчас на это ушло меньше двух.

С занятым коечным фондом ситуация не лучше. Если в последнюю неделю мая в больницах лежало 5 тысяч человек, то сейчас — уже около 9 тысяч. Известно, что занято около 90% коек, а коечный фонд, по словам губернатора Беглова, составляет чуть более 10 тысяч коек. Для сравнения — еще неделю назад назад, 18 июня, из 9 тысяч коечного фонда было занято «чуть больше 90%».

За неделю город заполнил почти тысячу мест, или два больших стационара.

Что будет дальше — вопрос открытый, но, учитывая отсутствие внятных мер, ожидания более чем пессимистичные, полагает эксперт.

- А судя по данным эпидномеров, которые собирает Алексей Куприянов, третья волна в Петербурге даже не замедляется — она только на раннем этапе, заболеваемость разгоняется, а ситуация становится хуже с каждым днем, — считает Александр Драган.