Ранее обучение влияет на размер мозга и успешность.
Фото
unsplash.com

Окончить колледж, не зависеть от социальных пособий, работать, создать крепкую семью — все это зависит от того, занимались ли с ребенком до 5 лет. К такому выводу пришли исследователи из Технологического института Вирджинии и Университета Пенсильвании. При этом, раннее развитие особенно положительно повлияло на мальчиков. Улучшились не только когнитивные способности, но и увеличился размер мозга, что смогли выяснить на МРТ.

В чем же суть эксперимента? Для него из семей с низким доходом, низким уровнем образования матерей и отсутствием отца отобрали 112 детей в возрасте от 3 до 21 недель. Все эти малыши получали дополнительную медицинскую помощь, одинаковое питание (большинство «подопытных» находились на искусственном вскармливании смесью с высоким содержанием железа). К каждой семье закрепили социального работника, который следил за тем, чтобы дети не нуждались. То есть результаты не могли отличаться из-за этих факторов.

Но были и различия. Половина группы пять дней в неделю по несколько часов занималась: с детьми разговаривали, предлагали книжки с картинками, развивающие игрушки. По мере того, как малыши взрослели, учебная программа смещалась в сторону обучающих игр. При этом даже на уроках, связанных с двигательными навыками, участников эксперимента подталкивали к разговору. Занятия проводили до наступления пятилетнего возраста.

Вторая группа получала социальную помощь, но не участвовала в образовательной программе. Далее за их будущим следили ученые, проводили опросы, тесты. Окончательные выводы о положительном влиянии обучения делали по достижении «подопытных» 40 лет.

«Мы пытались выяснить, может ли вмешательство способствовать развитию людей с более низким социально-экономическим статусом и нарушить циклы неблагополучия, которые передаются из поколения в поколение», — рассказали о целях исследования ученые в медицинском журнале Journal of cognitive neuroscience, который посвящен вопросам когнитивной нейробиологии.

Итоги эксперимента дали неожиданные результаты. Благодаря раннему вмешательству в развитие ребенка, тесты IQ и успеваемость в школе были значительно выше — такая тенденция наблюдалась до достижения испытуемыми 21 года. А вот различия в поведенческих достижениях (образовании, карьере, семейной жизни) сопровождали «группу вмешательства» на протяжении всего срока наблюдения.

В дополнение к поведенческим и интеллектуальным критериям, у нескольких участников эксперимента, оценили размеры головного мозга. Исследования провели на МРТ. Оно касалось пяти областей: левой нижней лобной извилины и левой верхней височной извилине, которые отвечают за развитие речи, правой нижней лобной извилины и двустороней АСС — от них зависит когнитивный контроль, двусторонний гиппокамп, так как с его объемами напрямую связаны невзгоды, включая бедность. У «группы вмешательства» показатели были выше, чем у тех, с кем не занимались.

Исследователям удалось подтвердить теорию, что на развитие детей огромную роль играет окружение и возможность получать дополнительное образование.