Распространенность аутистических расстройств в детском возрасте, по данным ООН, в большинстве стран, где ведется статистика, выросла от 4-5 человек на 10 тыс. детей до 50-116 случаев на 10 тыс. детей и составляет в среднем 1%, что превышает распространенность инфекционных заболеваний в детстве.
(Как поставить диагноз «аутизм», читайте здесь)
В России в последние годы интенсивно разрабатывается мультидисциплинарное клинико-биологическое направление в диагностике, дифференциации, терапии аутистических расстройств. Выделены инновационные биомаркеры («био-автографы») разных видов аутизма.
По словам главного детского психиатра Минздрава, профессора Евгения Макушкина, в России развиваются и внедряются направления реабилитации пациентов с аутическим расстройством. Так, реабилитация должна начинаться на раннем этапе формирования заболеваний, охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки (от 2-х до 7-и лет), продолжаться в последующие годы (8-18 лет) и проводиться командой специалистов: врачей-психиатров, психологов, социальных педагогов, учителей, инструкторов ЛФК.
В 2012 году Минздрав создал Федеральный центр по проблемам расстройств аутистического спектра и другим расстройствам развития.
«В большинстве случаев пациенты с аутистическими расстройствами обучаемы по коррекционным и общеобразовательным программам. Получение такими детьми адекватного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации», — говорит Евгений Макушкин.
(Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, узнайте здесь)
Доказано, что только 20% больных с тяжелыми формами атипичного аутизма (эндогенного и синдромального генеза), синдромом Каннера имеют неблагоприятный прогноз, не поддаются абилитации. В целом своевременно установленный клинический диагноз, раннее введение фармакотерапии, проведенная реабилитация являются вполне эффективными и способствуют благоприятному исходу.
В 10% случаев больные полностью восстанавливаются, в клиническом состоянии примерно у 70% больных с расстройствами аутистического спектра отмечается стабильное посттерапевтическое улучшение.
В настоящее время в России создана и активно развивается дифференцированная сеть специализированных коррекционных образовательных учреждений. Она включает в себя дошкольные учреждения, в которых может быть продолжена абилитация больных аутизмом, а также государственные медико-психолого-социальные учреждения.
В Научном центре психического здоровья РАМН создана школа для родителей, где можно получить компетентные разъяснения по сути расстройств аутистического спектра, методам терапии, разрешению поведенческих проблем. Широко востребованны циклы тематических лекций, семинаров и конференций для врачей, медицинских сестер, а также родителей.
Справка
Расстройства аутистического спектра - это комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения.
За последние 20 лет общественный и научный интерес к расстройствам аутистического спектра переместился из «узкой» проблемы детской психиатрии в одну из центральных областей клинико-биологических исследований в мире. Установленные причины заболевания могут быть самыми разными – от эндогенно-наследственных до экзогенно-органических, психогенных и даже экологических. Большинство ученых склоняются к тому, что аутизм является результатом общемозговых (нейробиологических) нарушений.
В этот день, утвержденный по инициативе ООН, проводится ежегодная акция «Зажги синим» — подсветка достопримечательностей, фасадов официальных учреждений и жилых домов в вечернее время.
Акция направлена на информирование общественности во всем мире о проблемах аутизма. Проведение акции поддержано и Россией.
© ДокторПитер