Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Супермаркет медицинских услуг». Как работают частные многопрофильные клиники Петербурга

Номинация «многопрофильные клиники» на премии «Доктор Питер – частная медицина» одна из самых популярных – читатели уже выдвинули более 60 медицинских учреждений, как сетевых, так и локальных. Многопрофильные клиники сейчас трансформируются под влиянием пандемии и новых запросов пациентов. Как именно – выяснил «Доктор Питер» с помощью экспертов и участников рынка.

2 апреля 20212
«Супермаркет медицинских услуг». Как работают частные многопрофильные клиники Петербурга
Источник:
firestock.ru

Напоминаем, что каждый читатель может назвать своего кандидата на победу, в этой, безусловно важной, номинации. Но для начала хорошо бы понять, что в принципе стоит считать многопрофильной клиникой.

- Определение «многопрофильная клиника» подразумевает широкий спектр услуг в одном месте - именно географически, потому что часто клиники со множеством разрозненных филиалов тоже называют себя многопрофильными, - комментирует член экспертного совета первой городской премии «Доктор Питер – частная медицина», директор «Петербургского медицинского форума» Сергей Ануфриев.

- Такая клиника должна располагать всеми возможностями по оказанию самых распространенных по востребованности медицинских услуг, которые по отдельности или в наборе должны составлять законченный продукт – доведенную до конца медицинскую услугу, за которой пришел пациент, - рассказывает главный врач сети медицинских центров «Моя клиника» Александр Глебов, - соответственно, клинике необходим пул высококлассных специалистов и парк современного оборудования, что является нашей постоянной заботой номер один.

В государственном секторе аналоги многопрофильных частных клиник - амбулаторные центры, имеющие в составе врачей большинства специальностей, широкий спектр диагностических, а также реабилитационных услуг. Если говорить о частных многопрофильных клиниках площадью более 1000 квадратных метров, то их история в Петербурге начинается с «Американского медицинского центра» (сегодня – Американская медицинская клиника), клиник «Скандинавия» и «МЕДЕМ» (сейчас - Медси»). «Они первыми начали позиционироваться как некие «супермаркеты медуслуг», где за один визит можно получить ряд консультаций и пройти диагностику», - комментирует Сергей Ануфриев.

За последние 10 лет рынок медицинских услуг сильно изменился, выросла конкуренция - двигатель прогресса, отмечает генеральный директор медицинского холдинга «Первая семейная клиника Петербурга» Аркадий Трейгер. «Десять и тем более 20 лет назад не было телемедицины, еще не были разработаны на должному уровне системы автоматизации документооборота, - подчеркивает он, - раньше отношения игроков медрынка в большей степени были представлены в оффлайне, с развитием интернет-технологий информационное поле сместилось в онлайн: сайты, соцсети, онлайн-ресурсы». Кроме того, появились новые игроки рынка – агрегаторы.

Бум развития многопрофильных клиник пришелся на 2004-2014 годы. «На рынке были дешевые деньги для развития, привлекались инвестиции, это совпадало с запросом пациента на получение всего в одном месте», - рассказывает Сергей Ануфриев. Появление крупных медцентров такого формата стало качественным скачком в развитии частной медицины, однако кризис 2014 и последующих лет увеличил затраты на эксплуатацию и обслуживание таких центров на фоне снижения покупательской способности и определенной стагнации ДМС. Это привело к смене собственников некоторых крупных центров, а новые объекты стали появляться только за счет старых игроков в рамках расширения существующих сетей. Рынок в плане состава не расширялся, и его игроки наращивали мощности до оптимального баланса экономической и медицинской целесообразности.

Сегодня в Петербурге работает несколько десятков крупных многопрофильных клиник, есть востребованные медицинские центры и меньшего масштаба. Таким образом, перед пациентом возникает проблема выбора.

- Первое, на что надо обратить внимание – наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности и санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Эти документы являются основой функционирования любой медицинской организации с правовой точки зрения, - рассказывает генеральный директор медицинского холдинга «Первая семейная клиника Петербурга» Аркадий Трейгер. - Но доверие пациентов формируется на множестве факторов. Первоначально, это репутация клиники: сарафанное радио, рекомендации друзей и знакомых, отзывы на открытых независимых площадках в Интернете, в т.ч. о врачах, ведущих прием в конкретной клинике».

«Супермаркет медицинских услуг». Как работают частные многопрофильные клиники Петербурга
Генеральный директор медицинского холдинга «Первая семейная клиника Петербурга» Аркадий Трейгер

Затем, уже после первого визита у пациента формируется собственное впечатление, которое основывается на качестве оказанных услуг, их стоимости, уровне сервиса, интерьере клиники, удобства расположения и других параметрах. «Пожалуй, главное здесь - ощущение и понимание реальной пользы для своего здоровья от проведенной диагностики и назначенного лечения, - поясняет Аркадий Трейгер. - Если цель достигнута – есть качественное улучшение состояния здоровья – у пациента начинает формироваться доверие. Если наряду с этим пациента устраивает цена услуг, их многообразие и другие критерии, можно говорить о начальной стадии лояльности к клинике. И только после того, как пациент на собственном опыте неоднократно убедится в профессионализме врачей, заинтересованности всего медицинского персонала в достижении успешного результата в лечении, можно говорить о сформированном доверии».

Пандемия: плюсы и минусы

Пандемия показала уязвимость крупных частных клиник - большой поток пациентов, наличие плановой хирургической и госпитальной помощи увеличивает риски заноса инфекции и закрытия на карантин всего огромного комплекса, считает Сергей Ануфриев.В этой связи маленькие, близкие к месту жительства амбулаторные центры, пусть и с меньшим объемом услуг, оказались более адаптированными и гибкими в плане набора услуг и цен.

В то же время, именно пандемия позволила частным клиникам проявить себя – выиграл тот, кто смог быстрее адаптироваться к ситуации, продолжал обновлять оборудование и приобретать новое, много внимания уделял персоналу, отмечает. «Изменились услуги. Кто бы мог подумать, что в 2020 году такую популярность приобретет услуга по вызову врача на дом, - говорит Александр Глебов. - И мы расширили свои мощности в этом направлении и активно эту услугу продвигаем». По его словам, сейчас особенно важно быстро адаптироваться к ситуации – это главный фактор, который позволит клинике оставаться на рынке.

«Если ты не развиваешься, ты стоишь на месте, - соглашается Аркадий Трейгер. - Мы постоянно исследуем востребованные для наших пациентов услуги. Если они внедрены, стараемся их улучшать. Если они не представлены в нашем холдинге, но на эти позиции есть запросы, мы анализируем ситуацию, и при положительном варианте, реализуем их».

Еще одним трендом, который активно развивался в пандемию, стало активное внедрение цифровых технологий. «В период пандемии мы реализовали онлайн-консультации с врачами наших клиник для тех пациентов, которые находились дома на изоляции, - рассказал Аркадий Трейгер. - Сейчас мы внедрили и развиваем мобильное приложение, которое позволяет пациентам самостоятельно записываться на приём, видеть свои прошедшие и запланированные визиты, иметь доступ к результатам анализов и прочее. Возможно, уже в самом скором будущем часть консультаций будет проходить в рамках телемедицины, но она не охватит весь спектр услуг и очные приемы будут по-прежнему востребованы».

«В медицину уже давно пришли современные технологии, включая информационные, без которых развитие отрасли не представляется возможным, - подтверждает Александр Глебов. - Эти технологии обеспечивают не только непосредственно современные медицинские услуги с повышением их качества, комфортности и безопасности, а также их развитие, управление ими и их организацию».

Прогноз на будущее

Что касается прогнозов развития сегмента, можно выделить несколько тенденций. Во-первых, полагает Сергей Ануфриев, люди будут стремиться к маленьким узкопрофильным частным клиникам. Будет развиваться своего рода "медицинский туризм", но не пациентов, а кадров. Мобильный врачебный рынок позволит специалистам самим выбирать клиники по оснащению, локации, зарплате и перемещаться между ними. А сами клиники превратятся в медицинские коворкинги с базовым набором для работы - операционной и т.д. - где смогут работать, например, выездные бригады из других регионов.

- Это выигрышная ситуация на фоне пандемии - если из-за вируса закроется клиника «А», врач перейдет работать в клинику «Б», - поясняет Сергей Ануфриев.

Одновременно возрастает конкуренция с государственными медучреждениями – в связи с огромными тратами на пандемию государство будет поощрять внебюджетную деятельность своих медучреждений, считает Сергей Ануфриев. Уровень их оснащения и сервиса за последние годы заметно подтянулся, и в некоторых сегментах (например, в области родовспоможения) сегодня практически сравнялся с частными клиниками. Свободные площади госбольниц и поликлиник будут все больше перепрофилировать в отделения платных услуг, а сегмент ОМС будет сокращаться, как шагреневая кожа. Госучреждения будут вынуждены активно развивать внебюджетную деятельность - безусловно, демпингуя по цене и используя де-факто соплатежи по схеме ОМС + наличные + ДМС.

При этом в дальнейшем развитии добровольного медицинского страхования участники рынка видят шаг в сторону улучшения медицинских услуг. «Мы должны стремиться к развитию ДМС, потому что страхование позволяет наиболее качественно и современно подходить к сохранению здоровья человека с учетом других важных факторов организации здравоохранения: обращаемости, количества тяжелых случаев, осложнений и т.п. А также дает возможность пациентам получить своевременную медицинскую помощь, - поясняет Александр Глебов, - росту качества способствует двойной контроль: как со стороны пациента, непосредственного потребителя, так и страховой компании, которая организует этот процесс и выбирает себе контрагентов». Взамен клиника получает адекватную загрузку специалистов, стабильное и своевременное финансирование, позволяющие планомерно и прогнозируемо решать основные вопросы жизнедеятельности, от чего опять же выигрывает конечный потребитель – застрахованный пациент.

- Для пациента (застрахованного) это действительно удобно: экономия как своего времени - запись осуществляется диспетчером страховой компании на удобное для пациента время, так и своих средств - оплата за оказанные пациенту услуги производится страховой компанией, - комментирует Аркадий Трейгер, подчеркивая что для клиники, в свою очередь, стабильный доход при работе по ДМС дает возможность планирования бюджета не только сейчас, но и в определенной перспективе.

- Многообразие многопрофильных клиник в Санкт-Петербурге сегодня действительно огромно, - подчеркивает Аркадий Трейгер. - Когда на рынке присутствует такое количество игроков (в определенных случаях, достаточно сильных, со сформированной репутацией и опытом), безусловно, есть и конкуренция. Чтобы быть на уровне, необходимо поддерживать и развивать высокие стандарты оказания медицинской помощи. Соотношение «цена-качество» никто не отменял, и в этой сфере оно играет немаловажную роль.

Оборудование и расходные материалы требуют больших затрат, не говоря уже о ключевой статье расходов - зарплате специалистов. Поэтому в дальнейшем на рынке преимущество будет именно у медцентров, входящих в крупные финансово-промышленные группы, как у более устойчивых финансово, уверен Сергей Ануфриев. Также выживут форматы клиник у дома по типу офиса врача общей практики (педиатра), где можно сдать анализы и получить минимальный набор медуслуг, а также узкоспециализированные - всевозможные клиники боли, спины, суставов, женского здоровья, офтальмологии так далее. Именно такие форматы будут аккумулировать самых квалифицированных специалистов.

Аркадий Трейгер полагает, что одна из существенных задач любой клиники – донести до пациента свои особенности и преимущества: «Сегодня, в условиях информационной перегрузки, надо найти эффективный способ коммуникации со своей целевой аудиторией, и важно делать это без существенных затрат на рекламу, чтобы не повышать стоимость медицинских услуг».

- Поскольку пандемия актуализировала страхи людей перед болезнями, инвесторы увидели в этом возможность для получения дохода, и сегодня мы видим приток самых разных инвестиций в сферу здравоохранения, - говорит Сергей Ануфриев. За последнее время в Петербурге появилось несколько новых проектов: недавно открылись клиника в Сестрорецке, клиника «Источник» челябинских инвесторов, в Юкках планируется открытие клиники СОГАз, о планах по расширению сетки заявляли и владельцы «Скандинавии". А конкуренция, по мнению участников рынка, несомненно, способствует повышению качества услуг, то есть идет на благо пациента.

Назвать лучшие многопрофильные клиники можно до 18 апреля на сайте премии «Доктор Питер – Частная медицина».

© ДокторПитер