Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Трудно стать инвалидом. Всероссийский союз пациентов выяснил, как работают МСЭ с пациентами

При оформлении инвалидности люди чаще всего жалуются на то, что не понимают причин вынесенных решений в бюро медико-социальной экспертизы - МСЭ. И им никто не сообщает о том, что эти решения можно обжаловать. Исследование НКО показало, что за последние два года ситуация с оформлением документов все-таки улучшается.

29 июня 2020
Трудно стать инвалидом. Всероссийский союз пациентов выяснил, как работают МСЭ с пациентами

Всероссийский союз пациентов провел крупнейшую за последние годы независимую оценку работы системы Медико-социальной экспертизы (МСЭ): специалисты опросили более двух тысяч пациентов и более ста руководителей НКО, а также изучили комментарии пользователей в соцсетях.

Одним из самых распространенных поводов обращения россиян в НКО стали жалобы на систему МСЭ. В 30% некоммерческих организаций такие жалобы поступают регулярно, в 62% - время от времени. Чаще всего жалуются на длительные сроки ожидания записи к врачам и на диагностику (47%), а также на необходимость посетить разные медучреждения для прохождения специалистов, процедур, сдачи анализов (41%).

Почти все опрошенные (95,5%) собирают документы для медико-социальной экспертизы в поликлиниках. На этом этапе 60% респондентов столкнулись с длительной записью, сроками ожидания консультаций и диагностики. Вторая по распространенности проблема на этапе сбора документов для МСЭ – необходимость платить за анализы или консультации - к платным услугам прибегали 43% опрошенных. У каждого пятого (20,7%) возникают проблемы при оформлении документов в связи с недостаточной информацией или ошибками в документах. Без проблем процесс сбора документов проходит примерно у трети пациентов.

В большинстве случаев (91%) за освидетельствованием в бюро МСЭ обращаются для установления инвалидности и разработкой индивидуальной программы реабилитации (36%). Вызов на освидетельствование с момента направления документов в бюро МСЭ обычно происходит спустя 1,5-3 недели: 45% опрошенных ждали около двух недель. Продолжительность процедуры освидетельствования занимает много времени – каждый второй опрошенный проводит в бюро МСЭ более двух часов.

Как показал опрос, каждый второй проходящий освидетельствование получает пояснения по результатам МСЭ в доступной форме. При этом треть выходящих из бюро МСЭ не получают необходимой информации. Только в 27% случаев людям сообщают о том, что решение бюро МСЭ можно оспорить. Из всех опрошенных около 17% имели опыт обжалования решений МСЭ, 6,5% – опыт «двойного» обжалования первоначально принятого решения. В 34% случаев в главном бюрю МСЭ жалоба была удовлетворена.

«Результаты МСЭ по-прежнему остаются наиболее болезненной сферой, где оценки разнонаправлены и дисскуссивны. Однако и здесь, хоть и не однозначно, но фиксируется скорее положительная тенденция: 27% экспертов считают, что за последние два года ситуация ухудшилась, а 38% - что улучшилась», - говорит руководитель сектора исследований Центра «Социальная Механика» Наталья Полярная.

Прогресс заметили в работе поликлиники по оформлению предварительной документации, организации процедуры освидетельствования в бюро МСЭ и отношении специалистов бюро МСЭ.

«В целом изменения последних лет в системе медико-социальной экспертизы оцениваются пациентским сообществом положительно. Количество жалоб сокращается, МСЭ становится более открытой и пациентоориентированной. По свидетельству ВСП позитивный резонанс в сообществе пациентов вызвало введение временного порядка признания лица инвалидом (постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467), продлевающего действующую инвалидность на полгода и позволяющее подавать документы на МСЭ дистанционно», - сообщили во Всероссийском союзе пациентов.

Однако, как пояснили специалисты, ситуацию пока рано считать нормализовавшейся. Необходимо повышать качество работы системы и разъяснительной работы с пациентами, поскольку чаще всего они жалуются на недостаточную информированность и непонимание причин вынесения решений, алгоритмов и возможностей для дальнейших действий.

© ДокторПитер