Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Михаил Мурашко - человек жесткий и требовательный, с ним нелегко работать»

Новый министр здравоохранения мало известен медицинскому сообществу. «Доктор Питер» обратился к чиновникам, врачам и представителям фармбизнеса с просьбой ответить на вопрос: «Кто он, мистер Мурашко?» И получил подробные ответы.

23 января 20207
«Михаил Мурашко - человек жесткий и требовательный, с ним нелегко работать»
Источник:
Росздравнадзор

Анна Митянина, вице-губернатор по социальным вопросам и здравоохранению:

- Насколько сильна структура Росздравнадзора, я поняла после масштабной проверки, когда в петербургской системе здравоохранения было выявлено много проблем, описание которых едва поместилось в увесистый том. И мы понимали: все, что написано в заключении Росздравнадзора могло и должно быть исполнено. При этом в ходе работы у нас с Михаилом Мурашко сложился хороший профессиональный диалог. Он требовательный руководитель, сильный лидер и мне кажется, что под его руководством роль Министерства здравоохранения усилится. А сфере здравоохранения требовательность очень важна, независимо, в какой структуре - министерстве, агентстве или службе надзора и контроля.

Как руководитель Росздравнадзора на совещаниях в Минздраве Михаил Мурашко всегда выступал последним, звучал как завершающий аккорд. И практически всегда с очень жесткой критикой всех пороков в организации медицинской службы. Так что если прежде у Минздрава основной функцией была методология, то теперь с приходом такого харизматичного лидера, есть ощущение, что будут усилены контролирующие функции Минздрава. 

Сергей Багненко, ректор ПСПбГМУ им. Павлова:

- Михаила Мурашко можно назвать системным человеком, он прошел практически все ступени в иерархии здравоохранения регионального и федерального уровня. А для здравоохранения очень важно обеспечить преемственность, важно, чтобы новый руководитель знал всех сотрудников министерства, понимал значимость национальных проектов. Так что я считаю это назначение разумным. 

Его докторская диссертация посвящена организации здравоохранения в Коми - сложному региону с низкой плотностью населения. А это актуально практически для трех четвертей России. То есть региональные проблемы, уверен, не будут решаться по остаточному принципу. 

Мое общение с Михаилом Мурашко всегда было конструктивным, продуманным. В его ведомстве всегда была, можно сказать, командная работа с практическим здравоохранением. Допустим, с выходом новых требований и правил, Росздравнадзор всегда понимал, что в реализации даже самых правильных установок и этапов развития всегда должен быть переходный период, чтобы не остановить работу системы здравоохранения.  

Аркадий Рубин, директор лечебно-реабилитационного комплекса НМИЦ им. Алмазова:

- С Михаилом Мурашко мы познакомились, когда оба возглавляли региональные министерства здравоохранения. Я — в Мурманске, он — в Коми. Он был известным и очень востребованным акушером-гинекологом, руководителем акушерско-гинекологической службы, преподавателем на кафедре акушерства и гинекологии. А когда возглавил региональный минздрав, его профессионализм в этой области позволил добиться серьезного снижения младенческой и материнской смертности в регионе. Поверьте, этого непросто было достичь: территория малонаселенная, расстояния огромные - от Воркуты до Сыктывкара сотни верст. Контингент, экологическая обстановка — все сложно. А показатели младенческой и материнской смертности в этом регионе были самыми низкими не только в Северо-Западном регионе, но и в России.

Он человек, способный одновременно решать несколько задач. Причем, приступая к каждой из них, начиная выполнение какого-то проекта, он сам с головой погружался в тему, изучал ее с нуля, а не просто подписывал распоряжения или приказы на основе мнения главных специалистов. 

Михаил Мурашко умеет слушать и слышать. При этом он человек жесткий и требовательный — с ним нелегко работать. Но результат этой работы можно, что называется «пощупать руками». Поэтому когда он ушел из минздрава Коми, его коллеги сожалели. Мне это известно, потому что я продолжал с ними общаться.

То, что произошло с системой здравнадзора в стране за время его руководства этим ведомством — тоже показатель его способности работать. Ведомство стало суперсовременным и эффективным: это не надзорно-карательный орган, каким он кому-то представляется, а команда специалистов, которая работает, чтобы улучшить качество медицинской помощи. 

Он работал в Коми в сложные времена, при этом умел отстаивать свою точку зрения и никогда не соглашался с тем, что считал неправильным — умел отказаться. Помню, как на одном из рабочих совещаний с коллегами Северо-западного региона кто-то из них рассказывал, как достигнет космических высот в здравоохранении, а Михаил Альбертович тогда сказал: «Хватит уже анонсировать, сначала сделайте, а потом рекламируйте».

Как о человеке могу сказать, что он умеет общаться, умеет спросить и умеет дружить. Кстати, Мурашко - приверженец здорового образа жизни. 

Александр Малин, генеральный директор ООО «Натива»:

- Знаком с Михаилом Мурашко с тех времен, когда работал в Росздравнадзоре, а он возглавлял региональное министерство здравоохранения, грамотно управлял системой. В Росздравнадзоре мы разминулись — он пришел, я ушел. Но видел, как он очертил контрольно-надзорному ведомству правильные грани. Думаю, это удавалось, потому что он находился «внутри» принимаемых правительством решений, например, о формировании нового риск-ориентированного подхода к проверкам поднадзорных предприятий и организаций для снижения административной нагрузки на бизнес. При этом он так организовал контроль и надзор за деятельностью фармрынка, что мне не известно ни об одном конфликте в рамках контрольно-надзорной деятельности. Она, на мой взгляд, работает, действительно, эффективно.

Теперь у Михаила Мурашко — новые задачи. Минздрав определяет нормативно-правовую политику в области обеспечения качества здоровья граждан в РФ. А это не только фарма. Но именно этой сфере сейчас требуется серьезное внимание, а значит, укрепление и расширение ведомственных структур, занимающихся регулированием обращения лекарств. Сейчас не хватает мощностей у Министерства в части регистрации лекарств, подготовки к запуску фармацевтического рынка ЕврАзЭС. То есть нужно усиливать кадровую подготовку для пополнения штатного состава соответствующих подразделений.

Вечная проблема российской регуляторики — изменения правил после смены руководящих команд. Радует то, что в Министерство здравоохранения пришел не человек со стороны. Надеюсь, что благодаря этому нас не ждут бессистемные изменения. Конечно, есть причины, по которым следует когда-то менять правила игры, но это должны быть грамотные изменения. Надеемся, что новые руководители будут относиться к этому профессионально. 

Дмитрий Борисов, коммерческий директор «НТФФ «ПОЛИСАН»:

- Новость о назначении Михаила Альбертовича — приятная неожиданность. Что будет теперь, пока неясно, но как руководитель Росздравнадзора он был на своем месте — когда пришел в ведомство, сделал рабочей систему фармаконадзора. И у производителей отношение к нему серьезное: созданы целые службы, которые отслеживают все нежелательные побочные явления после приема лекарств, налажена работа по обращению с гражданами.
Чего ждем от Михаила Мурашко уже как от министра? Конструктивного подхода в работе министерства, пересмотра подходов к составлению списков лекарств, в том числе ЖНВЛП, к ценообразованию. Очень хотелось бы, чтоб обратили внимание на те подходы которые сейчас используются при госзакупках. Вступившие в силу в прошлом году изменения в структуре формирования начальной максимальной цены контракта по закупкам, которая в часто была ниже зарегистрированной цены, приводили к тому, что на тендеры никто не выходил. Была большая волна недовольства, и пациентские организации и даже отдельные пациенты писали в правительство, президенту. В некоторых регионах не было даже инсулина. Словом, хотелось бы чтобы в министерстве услышали Послание президента Федеральному собранию и перестали относиться к закупкам лекарств, как к закупке канцтоваров и изменили подход к этому жизненно-важному направлению в работе Минздрава.

© ДокторПитер