В Сибири учатся выявлять болезни глаз по слезам

12:05, 21.09.2016 / Верcия для печати / 1 комментарий

Новосибирские ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН исследуют слезную жидкость. Они выяснили, что её состояние отражает наличие офтальмологических заболеваний.

Исследования новосибирских ученых длятся уже четыре года. За это время, сравнивая слезы здоровых и больных людей, они обнаружили различные компоненты слезной жидкости, которые могут служить диагностическими маркерами офтальмологических заболеваний. Как сообщает «Наука в Сибири», ученые из ИХБФМ впервые изучили слезную жидкость в просвечивающем электронном микроскопе. Важнейшей находкой исследователей стало обнаружениев ней так называемых «мохнатых» везикул особой морфологии, ранее не замеченных ни в одной из биологических жидкостей. Предположительно, они представляют собой отделившиеся участки микроворсинок эпителиальных клеток. Особенность этих везикул в том, что мембрану насквозь пронзают белковые нити. По заключению авторов исследования, содержание «мохнатых» везикул в слезной жидкости здоровых и больных людей различается. В связи с этим они сделали предположение, что это связано с развитием деструктивных изменений эпителиальных клеток в ходе офтальмологических заболеваний. Кроме того, исследование позволило впервые получить прямые доказательства присутствия в слезной жидкости экзосом. По морфологическим характеристикам экзосомы — это везикулы округлой формы, имеющие размер до ста нанометров. Эти структуры есть во всех биологических жидкостях человека, но их роль в функционировании организма до сих пор активно обсуждается международным научным сообществом. «Экзосомы, содержащиеся в разных биологических жидкостях, не различаются по морфологии — они одинаково представляют собой округлые везикулы. Однако находятся отличия по молекулярному составу, сейчас в этой области ведутся наиболее активные исследования. Мы считаем, экзосомы слезной жидкости могут стать источником именно молекулярных маркеров офтальмологических заболеваний», — рассказала аспирантка ИХБФМ СО РАН Алина Григорьева.