Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От внешних причин россияне умирают в разы чаще, чем европейцы

Специалисты уже несколько месяцев дискутируют, почему в России выросла смертность. По мнению участников круглого стола, посвященного росту смертности, - медиков, демографов и статистиков, проблема не только в медицинских факторах.

8 сентября 2015

«Какая бы мощная ни была система здравоохранения, какая бы доля ВВП не отводилась на меры по диагностике и лечению болезней, мы никогда не справимся со снижением смертности, если не будем действовать на межсекторальной основе. Это опыт, который уже подтвержден во многих странах мира. Нужны системные меры – научные обоснования, политические решения и межведомственная государственная стратегия», - заявил главный специалист по профилактической медицине Минздрава России Сергей Бойцов за круглым столом «Смертность в Российской Федерации: соотношение медицинских и немедицинских факторов». Об этом сообщает .

Почему смертность в России растет – на этот вопрос пытались ответить на встрече эксперты. Несмотря на основные причины, по которым умирают россияне, – болезни системы кровообращения, новообразования и заболевания органов дыхания, специалисты говорят еще об одной, «недооцененной» причине – так называемых внешних факторах. «Существенная разница между Россией и странами ЕС-15 по возрастному распределению смертей от внешних причин, особенно у мужчин. Создается впечатление, что Россия и западноевропейские страны относятся к разным цивилизациям. Смертность взрослых мужчин от внешних причин смерти выше, чем в сравниваемых странах, в разы. Проблема в том, что в России нет консолидации, нет центра, который изучал бы эти аспекты», - сказал директор Института демографии НИУ-ВШЭ Анатолий Вишневский. Заведующая отделением анализа статистики здоровья населения ЦНИИОИЗ Алла Иванова рассказала, что структура этих внешних факторов изменилась. Так, выросла значимость ДТП на фоне снижения числа самоубийств и особенно убийств, при этом вышли на первое место случайные алкогольные отравления и особенно так называемые повреждения с неопределенными намерениями – то есть случаи, когда у экспертов недостаточно информации для определения, к какой категории относится данная смерть (20,6% у мужчин и 19,6% у женщин).

При этом демографы заявляют, что судить о смертности по оперативным данным не правильно. Напомним, что проблему смертности стали активно обсуждать в начале года, когда показатели за несколько месяцев выросли по сравнению с прошлым годом. По словам специалистов, надо дождаться итогов за год, но, по прогнозам, серьезных различий с прошлогодними показателями не будет. «То, что мы знаем – это абсолютное число смертей. Это очень ненадежный показатель. У нас меняется возрастная структура, быстро увеличивается число пожилых людей. Настоящий анализ возможен только тогда, когда год окончился, данные собраны. Небольшие колебания не дают оснований для серьезного беспокойства», - считает Анатолий Вишневский. Проблему высокой смертности он видит в том, что страна уже много лет находится в «старой» эпидемиологической модели.

- Вся, например, позитивная динамика, которая наблюдётся на протяжении последних 10 лет - это не настоящий рост, это то что было утрачено ранее, - говорит Анатолий Вишневский. - Нынешний рост продолжительности жизни следует за ее глубоким падением. Вся картина носит восстановительный характер, прыжки - мы то теряем, то восстанавливаем показатели уже на протяжении 50 лет и никаких качественных изменений. Мы так до сих пор и не сумели перейти к новой эпидемиологической модели, становление которой в мире идет уже не менее полувека и которая определяет сегодня ситуацию со смертностью в развитых странах, а именно ее снижение по всем причинам.

Участники круглого стола определили основные направления, которые помогут улучшить ситуацию со смертностью.

© ДокторПитер