По словам авторов проекта, таких длительных и масштабных исследований в области детской психологии в России практически не ведется. «Мы будем прослеживать развитие детей, начиная с периода нахождения в утробе матери и до школьного возраста, – рассказывает руководитель Международного центра исследований развития человека Юлия Ковас. – Это большое когортное исследование, которое позволит изучить самые разные группы факторов влияния на развитие ребенка, включая пренатальные, перинатальные, постнатальные, биологические и социальные. Но что особенно интересно в нашем проекте – мы изучаем генно-средовые взаимодействия, то есть, каким образом гены и среда взаимодействуют в их влиянии на ребенка».
(Как в петербургском университете собирают коллекцию из 1000 генов россиян, узнайте здесь)
По словам исследователей, процессы генно-средового взаимодействия достаточно сложны. Одни и те же гены могут по-разному проявлять себя в зависимости от среды, которая окружает ребенка. Например, замедлять или, наоборот, ускорять какие-то процессы развития. В то же время среда может оказывать прямое воздействие на развитие человека, а может – через генетическую экспрессию. Томские ученые рассчитывают, что проект позволит им изучить самые разные факторы развития, в частности, когнитивные (познавательные), здоровье ребенка, его способность к обучению.
На первом этапе в исследовании примут участие 600 семей, ожидающих ребенка. Половина из них для зачатия воспользовались методами искусственного оплодотворения. В дальнейшем ученые хотят привлечь к проекту еще несколько тысяч россиян — не только из Томской области, но и из других регионов России.
© ДокторПитер