Фото №1 - Исследование: профессия врача в России перестала быть «сакральной»
Фото
фото с clip.dn.ua

Такие данные приводятся в исследовании «Престиж профессии врача в российском обществе и качество высшего медицинского образования», которое провели сотрудники Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. Треть (34%) опрошенных врачей критически оценивают состояние здравоохранения, более половины считают его удовлетворительным. Так или иначе, основной особенностью отрасли, по мнению медиков, оказывается потребность в системной модернизации, но сегодня для этого делается недостаточно (48% респондентов). 

 

Эксперты в ходе исследования отметили большое расхождение между высокой социальной репутацией врачей и неадекватного материального вознаграждения, появившегося после 1990-х годов. «Естественными были попытки привести низкий уровень благосостояния в соответствие со все еще высоким уровнем престижа профессии врача», – указывают авторы статьи. Это выразилось в росте вторичной занятости врачей, неформальных платежах и появлении коммерческих услуг в медучреждениях. 

 

(Как бесплатные услуги в госклиниках превращаются в платные, читайте здесь)

 

Сегодня престиж профессии врача падает на фоне все еще высокого престижа медицинского образования. Это наблюдается и в массовом сознании, и внутри самого сообщества медиков. Заниженные оценки престижа своей профессии у врачей действуют, по словам экспертов, как мощный демотиватор, который не просто сдерживает профессиональный рост специалиста, но и влияет на качество медуслуг. 

 

«Усугубляет ситуацию и нарастание противоречий между врачебным корпусом и чиновниками-управленцами от медицины», – добавляют авторы статьи. В итоге профессия врача перестает быть «сакральной» и в самом сообществе, и для пациентов.

 

(Что делать, если вас оскорбляет пациент, читайте здесь)

 

Любопытно, что оптимистичнее смотрят на динамику престижа профессии врача студенты. Только каждый десятый из них прогнозирует дальнейшую девальвацию этой работы. Остальные говорят либо о стабилизации статуса профессии (46%), либо о повышении (каждый третий). При этом 24% врачей и 30% преподавателей медвузов отмечают неважное качество подготовки в медвузах. Сомнения у респондентов вызывает, прежде всего, квалификация молодых специалистов. Обучение в медвузе, считают опрошенные, дает неплохие теоретические знания, зато практика «хромает». Дело не только в отсутствии достаточного доступа к клиническим базам (нехватке факультетских клиник), но и в структуре образования.