Ученые выяснили, как отключить в мозге тягу к алкоголю — почему это не сработает на людях

После серии удачных опытов на животных ученые надеются, что технология подойдет и человеку. Но иногда то, что помогло крысе или кролику, может привести к необратимым последствиям в человеческом организме, говорит нейрохирург.

22 августа 2021
почему успешные опыты ученых могут быть опасны для человека
pexels.com

Все мы хотим стать моложе, здоровее, избавиться от вредных привычек, вылечиться от серьезных заболеваний. Ученые из разных уголков планеты постоянно проводят различные эксперименты, некоторые из них направлены как раз на то, чтобы улучшить качество жизни человека.

Эксперимент с крысами-алкоголиками

Так, совсем недавно группа шведских исследователей обнаружила у крыс группу нервных клеток, которая ответственна за тягу к алкоголю. Чтобы понять принцип их воздействия, ученые выявили потенциальных грызунов-алкоголиков и научили их нажимать на рычаг. После этой манипуляции они получали определенную дозу спиртного. Затем ученые стали бить крыс током сразу после того, как те нажимали на рычаг. Оказалось, что некоторые животные перестали просить новую дозу спиртного, однако часть не могла остановиться даже несмотря на боль.

Развитию алкоголизма способствует группа нервных клеток в миндалевидном теле головного мозга, убедились ученые. Тогда исследователи с помощью методов, применяемых в молекулярной биологии, решили «отключить» эти клетки. Опыт удался: после манипуляций ученых эти крысы смогли себя контролировать и отказались от употребления алкоголя.

С человеком такой фокус не пройдет

Всегда, когда эксперимент на животных удается, ученые думают, как этот метод можно применить к людям. Например, вышеописанный эксперимент мог бы помочь алкоголикам избавиться от зависимости, вернуться к нормальному образу жизни. Но с человеческим мозгом далеко не все так просто, говорит нейрохирург Сергей Лавринов.

Сергей Лавринов
Медицина

Врач-нейрохирург

«За образование любых клеток в организме отвечают гены, наш генотип, — поясняет эксперт. — За предрасположенность к отвечает ген дофаминового рецептора второго типа. Если этот ген, который называется DRD2 под воздействием каких-либо факторов мутирует (например, из-за болезни), то появляется склонность к зависимостям».

После мутации ген активизировался, следовательно, появилась зависимость. Существуют факторы, которые иногда могут подавить активизировавшуюся группу нейронов — это условия, в которых живет человек, воспитание, образование и т.д.

«Но если ничего не подавляет, то все, понеслась душа в рай, как говорится. Да, эту группу нейронов можно отключить, вернее, уничтожить. Ведь проводились же различные эксперименты, когда наркозависимым пациентам замораживали центр удовольствия в головном мозге. Но если отключается какая-то группа нейронов, то в результате пластичности нашего мозга другая группа нейронов может начать выполнять эту функцию. Вот это очень важная деталь», — говорит Сергей Лавринов.

Все-таки крыса и человек — не сопоставимы. И то, что обычно работает на грызунах, может совсем не сработать на человеке.

Природа не терпит пустоты. На месте уничтоженной, скажем так, функции, обязательно появится другая, если вдруг замещения не произойдет.

«На месте одной функции может появиться другая. И что это будет, никто не знает. Тяга убивать? Желание покончить жизнь самоубийством? Вариантов может быть множество. То есть бесследно „отключение“ не пройдет, потому что мозгу обязательно надо чем-то заместить. Если этого не произойдет, то в этом месте, где погибли нейроны, могут начать развиваться патологические процессы, например, запустится дегенерация. При условии, что другие нейроны не возьмут функцию, как я уже пояснял. Может быть несколько вариантов развития события».

Никакой эксперимент нельзя назвать бессмысленным

Любопытно то, что для крысы подобный эксперимент может пройти без последствий. То есть группу нейронов уничтожат, и грызун действительно может спокойно прожить без зависимости всю оставшуюся жизнь. Ведь несмотря на то, что крысы — очень умные и хитрые животные, все-таки их мозг намного примитивнее человеческого.

Однако не нужно думать, что подобные эксперименты бессмысленны, подчеркивает эксперт. Они очень важны. Благодаря таким исследованиям ученые познают принципы работы мозга, что очень важно для продвижения науки и медицины. Плюс подобные исследования могут помочь в разработке новых препаратов и методик лечения.