Ученые США объяснили, как влияет на сердце и давление привычка засыпать с включенным телевизором

Исследователи внесли ясность в понимание того, как на здоровье влияет сон даже с небольшим источником света — например, включенным телевизором или ноутбуком.

15 марта 2022
сон телевизор привычка
Getty Images

Спать с включенным телевизором под монотонные диалоги и ток-шоу или даже взрывы в блокбастерах любят очень многие — это позволяет отвлечься от мыслей в собственной голове и погрузиться в сон.

Но на самом деле, такая привычка очень плохо влияет на здоровье. Об этом рассказали ученые Центра медицины сна Северо-Западного университета США. Их новое исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сон со светом

Раньше исследователи уже находили связь между искусственным освещением в ночное время и увеличением веса, нарушением метаболической функции.

На этот раз ученые провели исследование в лаборатории сна, чтобы понять, что происходит во время сна с сердцем, мозгом и показателями крови. Испытуемыми были несколько десятков здоровых молодых людей. Первую ночь они провели в хорошо затемненной комнате, где почти ничего нельзя было увидеть. Во вторую ночь участникам исследования предложили спать с очень небольшим источником освещения, схожим со светом фонарей, попадающим с улицы в окна спальни.

Все испытуемые были подключены к устройствам, отслеживающим ряд объективных показателей качества сна. Также у спящих людей брали кровь через специальные подключенные катетеры, трубки от которых уходили в лабораторию в соседнюю комнату.

- Мы записывали излучаемые мозгом электромагнитные волны и смогли определить, на какой стадии сна находится человек, — рассказали в отчете авторы исследования. — Также оценивали дыхание, частота сердечных сокращений, ЭКГ, показатели крови на мелатонин — гормон, который регулирует циркадные ритмы организма, так называемые «биологические часы» сна и бодрствования.

Как оказалось, даже небольшое количество света в комнате стало причиной дефицита времени самых важных фаз сна, в которые происходит наибольшее обновление клеток организма.

Кроме того, у участников эксперимента наблюдалась повышенные частота сердечных сокращений и резистентность к инсулину, повышалось артериальное давление.

- Сон всего одну ночь при тусклом свете, таком, как дает, к примеру, телевизор, повышает уровень сахара в крови и частоту сердечных сокращений даже у абсолютно здоровых молодых людей, — делают выводы ученые.

А вот на уровне гормона сна мелатонина, который вырабатывается ночью, и влияет на циркадные ритмы, приглушенный свет ночью никак не сказывался, отметили исследователи.

Сон с телевизором и здоровье сердца

Ученые обращают внимание, что частота сердечных сокращений обычно в ночное время снижается, замедляясь, когда мозг занят процессами восстановления и «перезагрузки» организма. Они приводят в пример многочисленные исследования, которые показали, что учащенное сердцебиение в ночное время — фактор риска будущих сердечных заболеваний и ранней смерти.

Кроме того, высокий уровень сахара в крови — это признак резистентности к инсулину, когда организм перестает использовать глюкозу должным образом, а поджелудочная железа работает с перегрузкой. Со временем резистентность к инсулину может привести к диабету 2 типа.

Если без света никак нельзя

- Убедительность полученных нами доказательств говорит о том, что людям следует обратить внимание на источник света в спальне, — дают совет исследователи. — Причем приглушить свет следует за час или два до того, как вы ложитесь спать, чтобы создать необходимую обстановку, способствующую засыпанию.

Если без света в комнате никак нельзя обойтись, держите источник его на уровне пола и сделайте максимально неярким, так чтобы он рассеивался по комнате, но ни в коем случае не находился рядом с вашими глазами или на уровне кровати.

Свет должен быть красноватых или коричневых оттенков, но не синим, как от экранов телевизора, смартфона и ноутбука, отмечают исследователи. Такой свет будет стимулировать мозг и сделает ваш сон неполноценным.