Ученые из Германии выяснили, будет ли похмелье сильнее, если смешивать разный алкоголь

Зерно — налево, ягоды — направо. «Стоп-правило» опытных любителей алкогольных возлияний: если начать праздник с пива, а продолжить вином или коньяком, то это гарантированно наградит вас мощнейшим похмельем наутро. Ученые выяснили, так ли это на самом деле.

22 февраля 202412
алкоголь смешивать

iStockphoto

Эта «истина» передается из уст в уста: ни в коем случае не пейте в течение одного вечера алкоголь разного «корня», разного происхождения, иначе мучительное похмелье вам гарантировано. Так, пиво и виски готовят из зерна — значит, их одновременно и друг за другом употреблять можно. Коньяк и вино — тоже «дружат», ведь их делают из винограда. Но ни в коем случае не смешивайте пиво и коньяк или виски и вино, уверяют «знатоки».

На самом ли деле надо внимательно сортировать алкогольные напитки по происхождению? Немецкие ученые задались этим вопросом и даже провели эксперимент.

«Пьяное» исследование

В эксперименте ученых Университета Виттена-Хердеке, результаты которого были опубликованы в журнале Science Direct, участие приняли около ста человек в возрасте от 19 до 40 лет. Их разделили на три группы и устроили им алкогольную вечеринку.

Подопытные из первой группы пили 5%-е пиво, потом белое сухое вино 11%-й крепости. Вторая группа действовала в обратном порядке: сначала пила вино, затем — пиво. Участники из третьей сосредоточились только на одном виде алкоголя — или вине, или пиве. Пить разрешали до тех пор, пока алкотестер не показывал определенную цифру — превышать ее было нельзя. Эксперимент продлился около четырех часов. В итоге за это время участники из первой и второй группы выпили каждый примерно по полтора литра пива и по бутылке вина. В контрольной группе пива в среднем каждый выпил по 3 литра, вина — по две бутылки.

Ученые, проводившие исследование, заботливо интересовались самочувствием и степенью опьянения каждого участника, а наутро выяснили интенсивность похмелья. Оценивались такие симптомы, как жажда, головокружение, тошнота по шкале от 0 до 7.

Через несколько дней исследователи повторили весь процесс, но поменяли порядок употребления алкоголя между группами: те, кто первым пил пиво, начали с вина, и наоборот. Люди из контрольной группы тоже поменялись алкоголем: те, кто пил вино, налегал на пиво, и наоборот.

Выводы ученых

Когда исследователи сравнили состояние участников наутро после возлияний, оказалось, что порядок употребления спиртных напитков не влияет на симптомы похмелья. «Ни в одной из трех групп не наблюдалось существенного различия», — говорится в работе.

Не существует и оптимальной последовательности напитков, подходящей для всех. Тяжесть похмелья у людей больше зависела от того, как их организмы способны перерабатывать алкоголь. «Наши результаты развенчивают вековые мифы», — пишут исследователи.

Напитки, вызывающие более тяжелое похмелье

«Самый простой способ свести к минимуму вероятность похмелья очевиден: пейте меньше», — заявил изданию The New York Times психиатр-нарколог Эммерт Робертс из Королевского колледжа Лондона. Но он признал, что есть алкоголь, провоцирующий более серьезное недомогание на следующее утро.

• Темный хуже светлого. Виски и бренди с большей вероятностью заставят вас страдать наутро, чем водка и джин. В них содержится больше соединений, образующихся в процессе ферментации и дистилляции.

• Красное вино. Все дело в кверцетине, которого в этом спиртном очень много. Он напрямую ингибирует ALDH2 — фермент, который в митохондриях печени метаболизирует ацетальдегид, позволяя ему накапливаться.

• Крепкое спиртное. В нем более высокая концентрация алкоголя. Это очевидно: если один будет пить столько же виски, сколько вы — вина, он почувствует себя утром гораздо хуже.

Чтобы не было похмелья

Один из самых действенных способов не болеть утром после алковечеринки — пить во время застолья много воды. Чередование спиртных напитков с водой может замедлить скорость употребления алкоголя, что потенциально поможет вам в целом пить меньше. Также не стоит пить на пустой желудок — опьянеете сильнее.