Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Стрельба в школе Брянска: «Чтобы человек начал убивать, он должен быть травмирован, и не единожды»

Стрельба в школе Брянска вновь подняла волну обсуждения: почему происходят подобные трагедии и как избежать их повторения? Психологи считают, что усиление охраны — не решение. Надо менять отношение к детям.

7 декабря 20231
Стрельба в школе Брянска: что известно на данный момент
Источник:

iStockphoto

В Брянске восьмиклассница устроила стрельбу в гимназии №5. 7 декабря девочка пронесла в школу огнестрельное оружие, предварительно — дробовик, из которого выстрелила несколько раз прямо во время урока.

По данным Mash, когда девочка достала оружие и стала стрелять, дети старались спрятаться под партами. Учителя пытались вразумить школьницу, но ничего не вышло. УМВД России по Брянской области сообщает о пяти пострадавших и одном убитом. Стрелявшая ученица тоже погибла. Мотивы и обстоятельства происшедшего устанавливаются. По предварительным данным, школьница еще с младших классов была жертвой буллинга.

Официально

«В происшествии в Брянске погибли двое, получили ранения пять подростков, все они госпитализированы в состоянии средней степени тяжести. Они получают всю необходимую медицинскую помощь. Одному из пострадавших уже проводится операция. Запланированы телемедицинские консультации с федеральными клиниками», — заявил помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов.

Не первый раз

Ранее подобные трагедии уже случались в России. В 2018 году произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже. В этом же году в Перми два бывших ученика школы напали с ножами на учеников и учительницу, пострадали 15 человек.
В Казани в мае 2021 года 19-летний парень расстрелял школьников и учителей. В сентябре 2021 года произошла стрельба в Пермском госуниверситете. В 2022 году стрельба в школе №88 Ижевска унесла жизни 15 человек.

На такое способен только травмированный человек

Как рассказал «Доктору Питеру» психотерапевт Артем Толоконин, если ребенка в детстве унижают и подвергают буллингу, это для него по-настоящему запредельное шоковое событие. Оно мощно управляет человеком, и это может продолжаться довольно долго.

Артем Толоконин
Психология, психотерапия

Психотерапевт-сексолог-психиатр, к.м.н., основатель клиники психосоматической медицины NeoVita

«Чем сильнее шок, тем мощнее он управляет человеком. Если травма и реакция на нее были действительно разрушающими личность, то они человека программируют на саморазрушение», — объяснил эксперт.

По его словам, понять по поведению человека, по его внешним проявлениям, что он задумал, иногда очень сложно. Сильных эмоций у него может и не быть.

«Стрелок — это травмированный человек. Чтобы человек начал убивать другого, он точно должен быть травмирован, и не единожды», — объяснил Артем Толоконин.

Как избежать трагедий

Психологи отмечают, что в первую очередь надо заниматься профилактикой. В школах активно должны работать психологи, проводить диагностику психотравм, депрессий, в целом психологического дискомфорта детей.

А вот запретительные меры, усиление охраны и установка сигнализаций вряд ли спасут от повторения подобных трагедий.

Психология

Доктор психологических наук, профессор, клинический психолог, психотерапевт, семейный психолог, детский психолог (от 5 лет)

«Проблема в том, что наши педагоги давно не Макаренко. Это проблема нашей школы и отношения к детям. Что мы посеяли в системе образования, то и пожинаем, — считает психолог, доктор психологических наук Александр Клочков. — Ни в коем случае нельзя вводить полицию и охрану в школах. Это будет воспитывать только агрессию и страх. Проблема решается не количеством защиты и блоков, а изменением отношения к детям. Сейчас у нас все образование — это сфера услуг, а школьники — контингент, не люди, и не личности».

Признаки, что ребенка в школе обижают

Распознать, что вашего ребенка буллят, обижают в школе, можно по нескольким характерным признакам. Сам он может в этом и не признаваться, рассказала «Доктору Питеру» психолог, профессор Любовь Григорович.

Любовь Григорович
Психология

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа

«Есть три признака: это испорченное настроение ребенка, подавленность, отказ идти в школу и физиологические реакции на образ школы — слезы, температура, расстройство желудка, кашель и так далее, — говорит психолог. — И последний очень опасен. Ребенку точно уже нужна помощь специалиста. Возможно, лучше будет перевести его в другую школу».