Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему «Скорая» превратилась в такси

Как и читатель «Доктора Питера» Doktor_A, петербургский врач скорой помощи пытается ответить на вопрос, почему врачей «Скорой» стали воспринимать как работников сферы услуг.

20 июня 201216
Почему «Скорая» превратилась в такси
Источник:
фото с xakac.info

Вынужден констатировать, что скорая медицинская помощь как служба, созданная для оказания помощи гражданам при состояниях, угрожающих жизни и требующих проведения экстренных лечебных мероприятий, перестала существовать. Повсеместно. Фактически.

Последние приказы высшего руководства СМП, обязывающие диспетчеров станций скорой помощи безоговорочно принимать каждый поступающий вызов, вбили последний гвоздь в гроб некогда эффективной, отлаженной, максимально функциональной системы.

Теперь вместо нее вы имеете организацию, вынужденную безропотно удовлетворять прихоти — повторюсь: прихоти! — обслуживаемого населения.

Несмотря на формально существующие и четко прописанные поводы для вызова скорой и неотложной медицинской помощи, сотрудников, под страхом наказания, вынуждают выполнять любые, зачастую совершенно абсурдные, вызовы, количество которых к настоящему времени достигло как минимум 40%. На что высшее руководство СМП, выступая в средствах массовой информации, само же и жалуется.

Возникающая из-за этого чрезмерная нагрузка на бригады «Скорой» неизбежно приводит к длительным задержкам в обслуживании и ситуации, в которых пациенты, действительно нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, умирают до прибытия «Скорой».

Вместо того, чтобы упорядочить прием вызовов, распределяя их по соответствующим службам (поликлиника, неотложная стоматологическая помощь, транспортировка больных на гемодиализ, МЧС, милиция…), руководство всех уровней предпочитает менять ими же установленные нормативы, применяя в целях контроля репрессивные методы и ставя тем самым персонал в парадоксальные, не имеющие выхода ситуации. Скажем, при существующих в ряде регионов лимитах на время нахождение бригады на адресе, сотрудников регулярно наказывают за некачественно оказанную медицинскую помощь, которую в условиях временного ограничения оказать качественно практически невозможно.

Я намеренно оставляю в стороне такие вопросы, как несоответствующее условиям работы оснащение, кадровый голод, полная и сознательная ликвидация таких традиций как наставничество, преемственность, работа на «Скорой» студентов старших курсов медвузов (дававшая будущим врачам ни с чем не сравнимый опыт и навыки), отсутствие социальных льгот у сотрудников СМП (В отличие от хирургов, анестезиологов, рентгенологов и других специалистов, имеющих льготы в начислении пенсии, доплаты за вредность и прочее, медики СМП не имеют ничего. При этом условия их труда не только не уступают вышеперечисленным специальностям в физической и психологической нагрузке, но в ряде случаев превосходят их.) Вопросы оплаты — хотя эти проблемы сами по себе и являются мощным демотивирующим фактором, но в контексте данного заявления все они, безусловно, вторичны.

Главная же проблема и одновременно — причина сложившегося положения — это карьерные амбиции руководства, стремление любой ценой избежать жалоб от населения, которые, в случае резонанса, могут отрицательно повлиять на дальнейший карьерный рост. По той же причине руководящие должности в массе своей заняты людьми, порой не только не имеющими соответствующей профессиональной подготовки, но и ни дня не работавшими в неотложной медицине, не понимающими нюансов организации, не имеющими представления о том, чем они, собственно, управляют, и чьим единственным достоинством является абсолютная лояльность к вышестоящим инстанциям.

В угоду собственным интересам приносится в жертву и экономический фактор. Несложный подсчет: себестоимость вызова в среднем 2 тысяч рублей; среднее количество вызовов выполненных бригадой за сутки — 15; из них непрофильных (подтвержденных непосредственно высшими чинами СМП) — 40% (6 вызовов). Получается, что ежедневно только одной бригадой «Скорой» выбрасывается из государственного бюджета на ветер 12 тысяч рублей. Умножив их на 365, а потом на общее количество бригад в стране, получим огромные деньги. Деньги налогоплательщиков, о нецелевом расходе которых так любят вещать СМИ, с подачи которых, кстати, давно и успешно сформирован отрицательный образ сотрудника "Скорой помощи", что в сочетании с прочно укоренившейся у части населения психологии потребителя привело к уничижительному отношению к ним, как к людям, связанным скорее со сферой услуг, нежели со спасением жизни. Еще раз — вдумайтесь: спасением жизни!

Таким образом, причиной по которой служба по оказанию скорой медицинской помощи практически перестала выполнять свои непосредственные функции, является повсеместная несостоятельность руководства, в чем легко убедиться, поместив под этой статьей вопрос «Правда ли это?» и проведя интернет-опрос рядовых сотрудников «Скорой» по всем регионам.

Это обращение не крик отчаяния, как может показаться, а взвешенное и осознанное обращение, направленное, прежде всего, на благо пациентов, действительно нуждающихся в экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Смею надеяться, что мнение множества влюбленных в свою профессию специалистов убережет дело их жизни от сознательного и, подозреваю, небескорыстного демонтажа руками безупречно одетых, убедительно говорящих, не упускающих своей выгоды дилетантов.

Михаил Сидоров,
врач выездной бригады ОСМП №1 Приморского района Санкт-Петербурга.
Выездной стаж — 15 лет

Источник: doktor-killer.livejournal.com