Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Нейропсихолог Конопкина назвала 6 причин, почему отличники в школе вырастают неудачниками

Что мешает умникам-отличникам стать успешными в жизни, построить блестящую карьеру и добиться руководящих должностей?

19 июня 202510
почему оценки не главное в жизни | Источник: iStock
Источник:

iStock

«Далеко пойдет», — говорят про очередного вундеркинда. А он далеко ходить не стал. Устроился на малооплачиваемую работу с минимумом требований или перебрался в деревню, где спокойно живет в свое удовольствие и звезд с неба не хватает. Но это еще хороший сценарий, а может случиться, что бывшие отличники впадают в депрессию, спиваются и заканчивают жизнь очень плохо.

И наоборот, те самые троечники, которых наши учителя досрочно записывали в ряды дворников (чей труд, к слову, тоже достоин уважения), сейчас на руководящих должностях с зарплатами, в которых до неприличия много нулей.

Ну, или вспомним наших классиков. Писатель Антон Чехов, который еще и врачом работал, в школе дважды оставался на второй год из-за двоек. Нобелевский лауреат Иосиф Бродский заработал репутацию двоечника уже в начальных классах. А «наше все» Пушкин совсем не дружил с математикой. Даже Дмитрий Менделеев взялся за ум только после угрозы отчисления из гимназии.

Конечно, все эти примеры — не повод забрасывать учебу. Однако отношение к оценкам современным родителям стоит изменить, потому как отличники в школе вовсе не обязательно станут успешными во взрослой жизни. И вот почему.

Виктория Конопкина

Клинический психолог и детский нейропсихолог

«В современном мире академические знания и высокий IQ — это лишь часть успеха. Не стоит преуменьшать важность гибких навыков (так называемых soft skills), которые помогают детям адаптироваться к изменениям, выстраивать отношения и достигать целей», — объясняет нейропсихолог Виктория Конопкина.

Так, исследование, проведенное Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, показало: 85% успеха на работе зависит от наличия хорошо развитых гибких навыков и умения общаться с людьми и только 15% успеха на работе зависит от технических навыков и знаний (hard skills).

Эксперт назвала шесть причин, почему отличники сталкиваются с трудностями в жизни.

Они привыкли следовать правилам и шаблонам

Отличники хорошо запоминают информацию, привыкают к четким инструкциям и выполняют задания по определенному общепринятому образцу. Но в жизни все изменчиво, и это сильно сбивает с толку.

«Ученики, привыкшие следовать правилам, могут теряться, когда перед ними нет готового алгоритма, — говорит психолог. — В реальной жизни успех часто зависит от гибкости, креативности, умения принимать решения и адаптироваться к новому».

Им страшно ошибиться

Медалисты, обладатели красных дипломов привыкают получать только высшие оценки, ведь во время учебы они не ошибаются. К сожалению, в жизни ошибок не избежать. Более того, на ошибках люди учатся.

«Отличники боятся ошибиться. Такой перфекционизм может привести к прокрастинации, страху перед новыми вызовами и выгоранию», — предупреждает Виктория Конопкина.

Они привыкли к четкой системе

В школе и университете все понятно и структурировано. Есть учебный план, который нужно освоить, есть четкие критерии оценок за выполненную работу.

«Однако в жизни человеку придется искать, пробовать, сталкиваться с хаосом и конкуренцией. И школьникам, которые привыкли к жесткой системе, сложнее справляться с таким вызовом», — говорит психолог.

У них чаще бывают проблемы с коммуникацией

Успешная карьера строится не только на академических знаниях, но и на умении общаться, договариваться, считывать эмоции других людей, то есть обладать эмоциональным интеллектом. Немаловажно и развитие лидерских качеств.

«Однако школьники, которые сосредоточены исключительно на учебе, могут отставать в развитии этих ценных навыков», — рассказывает эксперт.

Они думают, что их ценят только за отличную учебу

Медали, красные дипломы в реальной жизни практически ничего не значат. Куда важнее умение человека ставить цели, находить смысл в своей работе, иметь мотивацию.

К сожалению, у многих отличников в школе единственная мотивация — это похвала родителей и учителей за пятерки. Дети привыкают, что их ценят только за оценки, и во взрослой жизни это может привести к проблемам.

Они боятся отойти от «правильного» сценария

Окончить школу, потом получить высшее образование и устроиться на работу по специальности. Многие отличники считают, что это единственно правильный сценарий, поэтому боятся от него отступить. Они даже не задумываются, чего на самом деле хотят. В конечном счете это может привести к тому, что человек понимает: он находится не на своем месте.

«Все это вовсе не означает, что учиться не нужно, что можно добиться высот и без должного образования. Однако образование всегда нужно дополнять развитием гибких навыков. Это коммуникация, эмоциональный интеллект, критическое и креативное мышление, самоорганизация и стрессоустойчивость, — резюмирует нейропсихолог. — Создайте среду, где ребенок чувствует себя в безопасности, пробует новое и не боится ошибаться. Так вы поможете развить его гибкие навыки».