Даже между самыми родными и близкими людьми случаются конфликты. Впрочем, ссора ссоре рознь: одно дело, если в процессе обсуждений вы приходите к решению проблемы, другое — если просто кричите друг на друга и обмениваетесь оскорблениями.
Психолог Мария Кочева рассказала, как правильно ругаться с людьми и какие психологические приемы могут помочь вам в спорах.
Психолог-консультант Центра Практической психологии.
По словам психолога, универсальный инструмент, который поможет решить любой конфликт — «Я-собщения». А еще нужно помнить: неважно, с кем вы ругаетесь, с домашними или с коллегами, главное — не победить собеседника. Главное — договориться.
«Я-сообщения» — это фразы, в которых человек делится своими чувствами и говорит о пожеланиях, а не обвиняет всех вокруг и не высказывает претензии. Такие высказывания содержат местоимения «я», «мне», «меня».
Как отмечает Кочева, использование «ты» вызывает в людях желание защищаться, а не выслушивать, в чем конкретно проблема. Лучше говорить в целом о ситуации: не «почему ты не убираешь в доме», а «дома грязно, меня это расстраивает».
Не менее важно в любом конфликте защитить свои границы — и не нарушить чужие. Для этого нужно четко понимать, какие действия по отношению к себе вы считаете недопустимыми.
Вообще гораздо корректней будем именно не ругаться с людьми с использованием бранных слов, а вступать в конфликт. Для этого, поясняет психолог, можно сначала принять точку зрения другого человека, внимательно его выслушать, а уже потом корректно донести свою.
А что делать, если оппонент начал на вас кричать? Нужно вежливо защитить свои границы и донести до человека: в таком тоне вы беседу продолжать не намерены. Если это не сработало — можно смело вставать и уходит.
Но что, если вы сами чувствуете, что эмоции вот-вот возьмут над вами вверх? Кочева в беседе с порталом
Как нужно вести себя, если оппонент бросает в ваш адрес фразы в духе «это ты меня довел!»? Психолог объясняет: многие после ссор мучаются от вины и стыда. Неприятные чувства некоторые люди могут попробовать компенсировать через обвинения. Впрочем, вы не обязаны брать вину на себя. Можете ответить, что понимаете чувства собеседника и не снимаете с себя ответственности, но и он вчера отличился, так что в вашем конфликте виноваты оба участника.
Еще одна распространенная проблема — когда вы хотите уже после ссоры обсудить проблему с человеком, но он делает вид, что ничего не произошло. В этом случае нужно объяснить человеку, что вам важно обсудить предмет спора. Делайте это с помощью «Я-сообщений», говорите о своих чувствах — и тогда компромисс будет найден.
Ссориться с другими людьми — нормально, отмечает психолог. Любой конфликт по своей сути возникает из-за несовпадения интересов, взглядов и желаний, ведь все мы разные. Главное — научится договариваться.