Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Культурная инвалидность»: 9 вредных посылов детям от героев мультика «Барбоскины»

Никакого нравственного воспитания, а лишь сплошное вредительство для детской, несозревшей психики. Как, по мнению педагогов, влияет на детей просмотр мультфильма «Барбоскины».

4 июля 20247
«Культурная инвалидность»: 9 вредных посылов детям от героев мультика «Барбоскины»
Источник:

iStock

«Барбоскины — веселая собачья семья. На примере героев дети учатся с юмором и улыбкой решать конфликтные вопросы», — говорится в аннотации к популярному мультсериалу.

Но у педагогов на этот счет другое мнение. «Толерантность взрослых к подобного качества анимационной продукции для детей ведет к „культурной инвалидности“ подрастающего поколения», — пишет автор статьи, опубликованной в научном журнале «PEM: Psychology. Educology. Medicine».

Вот чему плохому, по мнению эксперта, могут научить герои мультфильма.

Роза: внешность — это главное

Блондинка Роза — старший ребенок в семье. Если сопоставить с человеческим возрастом, ей приблизительно 14–16 лет.

«Самолюбивая гламурная блондинка, зацикленная на своей внешности. Любит во всём быть первой, но целенаправленно ничего для этого не делает», — пишет в своей статье А. К. Степаненко из Новосибирского государственного педагогического университета.

По словам автора, Роза формирует у детей мысль, что главное для девочки-подростка — это много косметики и красивой одежды, которые помогут завоевать популярность.

Дружок: можно врать и думать только о себе

Примерный возраст героя в человеческих цифрах — 13–14 лет. Дружок интересуется лишь спортом и компьютерными играми. Любит повеселиться, а вот учиться не хочет. И вообще Дружок большой лентяй, врун и крайне безответственный персонаж.

«Лицемерие и склонность к косметической лжи. Он постоянно на словах пытается всем доказать, какой смелый и сильный, а на деле является трусом и слабовольным щенком, — пишет автор статьи.

«Образ Дружка ориентирует ребенка-зрителя к достижению своей мечты любыми способами, забывая обо всём. Быть эгоистом и не думать ни о ком другом, кроме себя».

Гена: все ботаники скучные и наивные

Щенок Гена — это как школьник 12–13 лет. Он очень умный, одаренный ребенок, страстно интересуется наукой. Казалось бы, вот на кого могут равняться дети. Однако педагоги и здесь недовольны.

«Задается совершенно иной смысл: если ребенок имеет высокоразвитые интеллектуальные способности, он автоматически превращается в скучного и наивного „ботаника“, которого можно легко разыграть и обмануть. Благодаря такой ассоциации дети вряд ли захотят добиваться успехов в учебной и исследовательской деятельности, так как это может привести к насмешкам окружающих», — говорит автор.

Лиза: доноси на других, чтобы быть первым

Если бы Лиза была человеческим ребенком, ей было бы около 9–11 лет. У Лизы синдром отличницы — она во всём стремится быть первой. Ответственная, дисциплинированная, но часто ябедничает. Автор статьи предполагает, что выводя своих братьев и сестру на чистую воду, она хочет заслужить любовь родителей.

«По смыслу сюжета, ябедничество свидетельствует не о повышенном чувстве справедливости и ответственности ребенка за младших. Лиза старается во всём быть первой, причем так демонстративно, чтобы это видели родители», — говорит эксперт.

Кроме того, Лиза сильно картавит, а значит, дети, у которых только формируется речь, могут повторять речевые ошибки этого персонажа.

«Культурная инвалидность»: 9 вредных посылов детям от героев мультика «Барбоскины»
Источник:

iStock

Малыш: нужно избегать конфликтов и всем угождать

Малыш — самый младший из Барбоскиных. По возрасту это ребенок-дошкольник. Он очень любознательный, но еще наивный и простодушный.

Малыш старается всячески избегать конфликтов, пытается всем угодить. Так, в серии «Миротворец» щенок хочет помирить сестер. Он дарит Лизе торт от имени Розы, а Розе — напиток от имени Лизы. Но это лишь усугубляет конфликт девочек.

«Сюжет пропагандирует идею о том, что не стоит брать на себя ответственность в примирении близких людей, лучше не вмешиваться в их проблемы, а оставаться в стороне, иначе можно сделать только хуже», — говорит автор.

Все средства хороши, даже шантаж

В серии «Перевоспитатели» Роза хочет перевоспитать Дружка и для этого начинает шантажировать брата — угрожает, что покажет родителям вырванный из дневника лист с двойкой.

«Чему учит юных телезрителей конкретный сюжет серии? Тому, что нужно достигать своей цели несмотря ни на то? Или тому, что при ее достижении все средства хороши, включая обман и шантаж?»

Легче соврать, чем сказать правду

В серии «Развитие талантов» Лиза учится петь, но получается очень плохо. Братья и сестра пытаются закормить Лизу сладостями, чтобы она замолчала. А потом звонят ей по телефону и голосом любимой певицы просят перестать петь, чтобы сберечь голос.

«Какой урок должен усвоить ребенок после просмотра серии? Идею о том, что не нужно развивать таланты? Или что решать проблемы нужно путем обмана?» — рассуждает эксперт.

Ты крут, если у тебя последняя модель телефона

В серии «Вечные ценности» Дружок просит у отца «Лайфон», но получает отказ. И тут оказывается, что новую модель телефона на конкурсе талантов выиграла Лиза. В итоге Дружок идет на всё, чтобы получить от сестры желанный гаджет.

«На протяжении всего мультфильма сиблинговые отношения показаны как чисто потребительские: «ты мне — я тебе», без взаимопомощи, сочувствия, взаимопонимания, — рассуждает эксперт. — Основные интересы детей — потребление и удовольствие. В серии звучит фраза: Только современные, модные, крутые и продвинутые дети достойны аплодисментов… Потому, что у них есть последняя модель Лайфона!.. А у тебя нет — неудачник!»»

Не нужно стараться — всё само исправится

В конце большинства серий Барбоскины так и не делают выводов из своего поведения. Все проблемы решаются сами собой, щенкам многое сходит с рук.

«Очень важно, чтобы ребенок, глядя на поступки главных героев, понимал, когда он поступает плохо и что необходимо исправить. При просмотре мультсериала „Барбоскины“ у него такая возможность понимания сведена практически к нулю», — говорит автор.

3 щекотливых вопроса к создателям Барбоскиных

  • 1. Почему родители не занимаются детским воспитанием?

    Возможно, истории Барбоскиных были бы куда поучительнее для зрителей, если бы родители щенят уделяли им чуть больше внимания.

    «Родители семейства появляются на экране крайне редко и со словами „Что здесь происходит?“ в ситуациях, когда нужно кого-то наказать или что-то купить, тогда как в целом воспитанием детей они практически не занимаются», — рассуждает автор.

  • 2. Почему дети Барбоскиных совсем не похожи друг на друга?

    Герои мультфильма очень отличаются друг от друга и принадлежат разным породам.

    «Можно предположить, что создатели мультфильма хотели показать детям индивидуальное своеобразие каждого члена семьи. Эта идея хороша, но до тех пор, пока ребенок смотрит мультфильм без специфических комментариев старших о реальных причинах появления у матери-собаки щенят разных пород», — считает эксперт.

  • 3. Чему научат детей опасные выходки щенят?

    В серии «Тест на прочность» Малыш без присмотра взрослых купается в ванне, полной воды, погружаясь в нее с головой. В другом эпизоде он уходит из дома и одиноко гуляет по улицам. А умник Гена в одной из серий, не удержавшись за веревку, привязанную к люстре, падает на металлический сейф. Если ребенок повторит подобное в реальной жизни, это может серьезно ему навредить.