Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как музыканты тренируют легкие: секреты виртуозов раскрыл хормейстер Мариинского театра

Как учат дышать юных и опытных духовиков, какая кантата отправляет в обморок трубачей, что за прием, которым владеют только виртуозы, и почему музыканты берут в отпуск свои инструменты? Секреты закулисья раскрыл главный хормейстер Мариинского театра.

6 июня 20253
оркестр, дыхание, хор, духовые, музыканты | Источник: iStockphoto
Источник:

iStockphoto

Хормейстер — человек, который готовит хор к выступлению. В Мариинском театре Петербурга в его составе 156 человек. Это большой коллектив, он задействован и в оперных постановках, и в концертах — в обширнейшем репертуаре.

О дыхании в работе певцов и музыкантов, играющих на духовых инструментах, и о том, какие упражнения они практикуют, чтобы укрепить легкие, рассказал Константин Рылов, трубач и главный хормейстер Мариинского театра. Его интервью опубликовано в книге «Дыхание» ученого Максима Калтыгина, вышедшей в издательстве «МИФ».

Константин Рылов

Главный хормейстер Мариинского театра

Автор книги — ученый, кандидат медицинских наук, специалист по гипоксии, врач-терапевт

Автор книги — ученый, кандидат медицинских наук, специалист по гипоксии, врач-терапевт

…Вокалисты и музыканты-духовики «разминают» голос перед выступлением?
— Раньше хормейстеры практиковали распевку, во время которой разогревается, приходит в форму речевой аппарат, тело «настраивается». Музыканты-духовики разогревают инструмент перед репетицией, а певцы — связки. Каждый из нас, даже если не поет профессионально, знает это состояние неразогретых связок: сиплость после сна, когда нам нужно откашляться, прополоскать горло, немного поговорить — и связки снова станут мягкими, эластичными, звук вернется. Сегодня распевки перед репетициями не практикуют — ритм работы не позволяет, но профессиональные вокалисты работают над этим сами.

Вокалисту важно хорошо владеть дыханием.

— Мне кажется, для духовика владение дыханием даже важнее, чем для вокалиста: инструменты разные, но качество звука на любом инструменте зависит от силы дыхания, от того, как музыкант поставит губы, от положения тела. Сгорбленным хорошо не сыграешь — будет вялый звук, треск… В этом смысле музыкантам в оркестре проще: они играют сидя. А вот вокалистам режиссеры иногда ставят трудновыполнимые задачи, например петь лежа — это тяжело! Пение требует хорошей осанки.

Музыкантам-духовикам желательно иметь в профессиональном арсенале прием «перманентного дыхания». Певцу сделать это невозможно, а трубачи, саксофонисты, флейтисты практикуются так: музыкант держит длинную, длиной в нескольких секунд, ноту (например, на трубе), и в тот момент, когда он чувствует, что дыхание кончается, он делает усиленный выдох и в эту долю секунды, пока воздух еще идет по раструбу, — берет вдох. Это трудный для исполнения прием, им владеют виртуозы, но он позволяет получить долгий, стойкий звук. В Мариинском театре этим приемом владеет Тимур Мартынов, наша первая труба. Чтобы освоить «перманентное дыхание», музыканты тренируются, выдувая воздух через трубочку в стакан с водой и стараясь, чтобы пузырьки шли непрерывно.

Вы играете на трубе. Каким приемам работы с дыханием вас учили?

— Да, я учился в хоровом училище как дирижер и параллельно учился играть на трубе, затем несколько лет играл в духовом оркестре. Наш педагог каждый год вывозил нас в детский лагерь на Черном море. По утрам, в шесть часов, мы, дети, выходили на пляж с инструментами и держали длинные ноты, а потом активно дышали, заставляя работать грудную клетку, легкие. Это была наша зарядка — мы не отжимались, не бегали, не подтягивались, но уходили с мокрыми от пота спинами! Мой педагог Георгий Михайлович Каминский говорил так: «Дыхание берется коротко, быстро, много, ртом, под ребра, в живот! Не в грудь, не в плечи, не носом». Это сценарий именно для духовиков, не для певцов. Почему не в грудь и не в плечи? Потому что если при вдохе «вдохнуть в плечи», то они поднимаются, и ты скуешь тело: нужно наполнять воздухом живот, чтобы бока буквально расходились в стороны и ты немного «толстел». Есть и другие техники, конечно, но нас учили дышать именно так.

Есть простое упражнение, его часто делают в духовых училищах, чтобы развить легкие и силу выдоха: приложить к стене листок бумаги, встать близко и дуть, чтобы он не падал.

Работа музыканта — это физический труд. Есть сложные партии, после которых музыкант буквально вымотан, обессилен. Например, у Прокофьева в «Александре Невском» есть первая труба, которая держит ноту долго-долго — это делается на пределе сил. Музыкант испытывает гипоксию — звук идет на выдохе, лицо краснеет. Я в детстве на хоровом выступлении в капелле чуть не потерял сознание от недостатка воздуха, и некоторые ребята падали в обморок: от долгого пения меняется давление, меняется содержание кислорода в крови, организм иногда не успевает перестроиться.

Вокалисты по-другому берут звук, каждый певец имеет свои приемы. Но главное для любого певца — взять дыхание: без этого не будет красивого, качественного звука, от этого зависит и твое сегодняшнее выступление, и твое певческое долголетие. Инструмент вокалиста — его тело: рот, нос, пазухи, связки, нёбо, грудь, легкие и т. д.

Если говорить коротко, есть два вокальных резонатора, в один из которых певец направляет звук — головной и грудной. Найдите точку между бровями: здесь находятся носовые пазухи — часть головного аппарата. Грудной аппарат — это трахея, бронхи и легкие. То есть звук идет либо вверх — ко лбу, либо вниз — к легким, это зависит от музыкальной партии.

В хоре, в отличие от сольного выступления, вокалист может себе позволить немного «недоработать» — хормейстеру это и видно, и слышно. Осанка поплыла, животик появился, ногу на ногу сел, руку на подлокотник… — и звук не тот. В пении расслабляться нельзя.

Специфика профессии в том, что нельзя выучиться играть раз и навсегда: если тебе 40, 50, нужно по-прежнему тренироваться. Пропустишь день-два, этого не заметят, а если музыкант не играл неделю — это уже слышно всему залу. Нужно держать себя в форме. Поэтому музыканты берут с собой инструменты в отпуск, используют разные шумоподавляющие гаджеты, чтобы играть в любом месте.

Может ли вокалист или духовик курить?

— Может. Правда, со временем это отразится на дыхательном аппарате. Голос не пропадет, тембр не поменяется — ничего катастрофического, но появится покашливание, будет труднее работать с инструментом. В последнее время, кстати, курящих, в том числе электронные сигареты, стало значительно меньше, это заметно.

Ощущаете ли вы на выступлениях «дыхание зала»?

— Интересная мысль! Да, чувствую. Правда, не могу объяснить, что это такое… Наверное, энергия… В пандемию, когда мы вынуждены были играть в пустых залах, по трансляции, — ощущение было совсем другое. Эту пустоту чувствуешь даже спиной. Обмен энергией со зрителями очень важен, именно ради него мы выступаем.

Что бы вы посоветовали не музыкантам, а обычным людям, как я, для раскрытия дыхательного потенциала?

— Очень полезно петь! Не взять арию, но и не просто мурчать что-то под нос, а найти время для себя и позвучать. Возможно, позаниматься с педагогом по вокалу. Не зря люди, собираясь вместе, поют: за праздничным столом, в походах. Поют в армии, когда маршируют. Пение — действие отчасти медитативное. Это другая работа дыхательного аппарата, связок — вы по-новому ощутите себя, рекомендую!